Главная ->  Статьи 

 

Стратегия и тактика го


В бизнесе при принятии серьезных решений приходится распознавать и различать срочные и важные проблемы. Исполнение только обременительных дел смягчает ситуацию, но останется необходимость «справляться с чем-то» вместо работы по «поддержанию чего-то». Используя модные словечки, можно назвать некие действия «реактивными» (реакция на воздействие), противопоставив их «проактивным» (предупредительным) работам. В повседневной жизни это могло бы означать, что ваш поход к врачу был бы реакцией на появлении симптомов болезни, но в широком смысле слова лучше заниматься своим здоровьем до того, как с ним возникнут проблемы. Делать гимнастику, заниматься йогой или незамысловатой рыбалкой, расслабляться любым способом. Другими словами – мудрый план лучше, чем бесцельное шатание туда-сюда.

В го работает тот же принцип, что и в жизни: «Унция профилактики стоит фунта лечения».

На прошлой неделе я рассказывал об этом как о «лени», на самом деле я говорил о хорошо организованной, многогранной эрудиции как противоположности действиям, результатом которых является только суета и имитация бурной деятельности. Но такое тягостное поведение в игре становится неизбежным, когда поставлена только краткосрочная цель. Великолепным примером, в котором с корнем вырванный мелочный расчёт был заменён дальновидным мышлением, была партия, которую мы начали разбирать на прошлой неделе. Партия между Исидой Ёсио (Чёрные) и Фудзисавой Сюко (белые).


Д.1
Если в ответе на задачу прошлой недели вы выбрали ход б.28, то вы действительно Мастер Лени. Этот ход кажется вялым и не вдохновляющим, тем не менее, это мощный ход. На Д.2 показан рядовой ход. Последовательность 1-7 выглядит вполне естественно, но в ответ на б.7 чёрные перехватывают сэнтэ (темп, инициативу) и, вызвав обмен 8 на 9, переносят игру в важное место 10. Чёрные могут играть и совершенно иначе, но всё равно получат сэнтэ и займут точку 10.


Заметим, что виды белых на прорыв в центр безрадостны, что демонстрируется на Д.3, где в последовательности 1-6 чёрные отрезают белые камни 1 и 3. Следовательно, влияние черных распространяется по доске, делая вторжение в районе «Е» ужасным, но неизбежным шагом. Если теперь этот пример сравнить с позицией из партии на Д.2, то становится несомненной мощь хода б.26. Посмотрим на Д.4. Т.к. белые не вторглись наверху, чёрные укрепились 29 и после хода 31 получили большое мойо (мешок, потенциальная территория). Благодаря прочности, которую белые заранее построили ходом 28, белые успешно уменьшили мойо чёрных ходами до б.62. Играя 36, 38 и 48 белые без труда построили живую группу внутри мойо чёрных. К сожалению, в процессе партии белые сделали некоторые серьёзные ошибки, Исида играл хорошо и довёл партию до победы, а с ней и турнир, в 22 года став самым молодым в то время обладателем важного титула.

Ответы на задачи прошлой недели

Д.5.Комбинация ч.1 и 3 ставит белых в затруднительное положение, так как они не могут играть в «А» из-за дамэдзумари (недостаток дамэ).

Д.6.Для создания дамэдзумари белым - ход ч.1 ключевой. Самым сильным ответом будет б.2, но ходами 3-7 чёрные не должны захватывать отмеченные камни, т.к. они не имеют значения для жизни белой группы. Прочтите так же и пояснения к Д.8.


Д.7.Ходами 1 и 3 чёрные используют дамэдзумари белых, и даже после захвата 4 чёрные могут играть 5, предотвращая построение белыми двух глаз. После рассмотрения этой диаграммы вы можете сделать вывод о том, что в присутствии отмеченного камня нет необходимости.

Ответ на дополнительный вопрос к этой задаче:«Зачем необходим отмеченный камень?» приведён на Д.8. Без этого камня на ход ч.1 эффективным ответом будет б.2. Если чёрные попытаются лишить белую группу двух глаз ходом 3, то Атари б.4 будет строгим ответом, но благодаря присутствию отмеченного камня чёрные могут играть 5 и 7, заставляя белых в конце концов соединиться в том месте, где раньше стоял камень 1. Следовательно, этот захват не принёс белым второго глаза. Подобная точка носит имя «ложный глаз». Понятие ложный глаз очень важно при решении го задач на жизнь и смерть.

Д.9.Эта задача на прямое применение дамэдзумари.

Ходы ч.1 и 3 одновременно наносят атари двум разделённым группам (двойное атари) и захватывают одну из групп.

Соединение камней


На Д.10 показан один из основных способов соединения камней. Ход ч.1 соединяет свои и разделяет камни белых одновременно.

Д.11.Этот диагональный ход демонстрирует ещё один способ соединения камней. Одновременно это и разрезающий ход. Если белые сыграют в «А», то чёрные ответят «В» и наоборот. Такая ситуация называется миаи. Следовательно, чёрные соединяются при помощи миаи.

Но существуют и другие способы соединения, часто более эффективные. Ниже приведён ряд задач, в которых вам нужно соединить чёрные камни.

Задачи

В каждой из четырёх задач A-D, чёрные ходят первыми и соединяют свои камни.

 


Хонтэ в го

Хонтэ это ход прочный сам по себе, в то время как другие ходы требуют дополнительного усиления в дальнейшем. Посмотрите на задачи прошлой недели с этой точки зрения.

S.1. В ответ на ход черных 1 вы, быть может, захотите сыграть «А», на что последует ответ черных «В» и б.«С». Но при этом останется уязвимая точка «D». В большинстве случаев лучше играть хонтэ 2, не оставляющее слабостей, таких, которые черные могут использовать в дальнейшем.

S.2. Правильно играть б.1, потому что теперь судьба отмеченного камня черных решена окончательно. Хотя этот ход и выглядит вялым, он не только защищает. После устранения всех слабостей формы, он еще и готовит великолепную атаку (см. R.2).

R.1. Последовательность до хода 5 может и выглядит хорошо, но она неправильная. После покорного ответа черных 6 белые должны будут защититься от разрезания ходом 7. Обратите внимание, разрезание работает из-за присутствия отмеченного камня черных.

R.2. Если черные будут игнорировать отмеченный камень белых, то могут получат удар 1. Типичный ответ на него ч.2, но последовательность до 7 ведет к опустошению. Ход черных 8 бесполезен, т.к. белые продолжают победно маршировать 9. Обратите внимание на то, как хорошо стоит отмеченный камень белых.

R.3. Лучшим ответом будет защита ч.1. Сравним эту диаграмму и R.1. Во втором случае белые сохранили сэнтэ. Территория белых несколько меньше во втором случае, как и у черных. Белые могут в дальнейшем сыграть «D» нацеливаясь на вторжение, которое невозможно в случае R.1. Заметим, что ход ч.1 предпочтительнее чем «А», потому что ход белых «С» грозит разрезанием «В» в дальнейшем. Ход черных 1 тоже хонтэ.

Применение хонтэ

Вместе со следующими примерами хонтэ я расскажу о системе, которую называю QARTS – Quantitative Analysis of Relative Territory and Strength (количественный анализ относительной территории и прочности) пригодную для опытных игроков (начиная с первого любительского дана). QARTS учитывает активы и пассивы каждой группы, слабая группа без глаз получает минус 20 очков, а более сильная группа, с пространством достаточным для построения одного глаза, минус 10 очков. Таким образом, мы можем описывать слабые и сильные группы в терминах территории.

Д.1. Ход ч.1 часто встречается в партиях. Как лучше всего отвечать на него? Ход белых 2 правильный, это хонтэ. Черные тоже благоразумно сыграют хонтэ 3.

QARTS. У белых 12 очков плюс альфа (возможность распространиться) на правой стороне. У черных около 20 очков плюс возможность распространение и на один камень больше. Общий итог: восемь очков в пользу черных и один дополнительный камень.

Д.2. Показана чрезмерная активность белых. В партиях любителей часто можно видеть большие схватки выросшие из подобных ходов. Игнорируя ход ч.1 и вторгаясь 2 белые может быть и демонстрируют боевой дух, но ход 3 вызывает значительные разрушения в позиции белых справа. В розыгрыше до хода 17 белые получили слабую группу без базы, а черные остались без территории, но у них есть цель для погони.

QARTS. У белых 12 очков и ограничена возможность распространения справа. У черных около восьми очков плюс возможность развития на обе стороны, на один камень больше. Промежуточный итог – четыре очка в пользу белых с одним лишним камнем у черных. Но у белых долг в 20 очков – группа в центре без глаз, без возможностей атаковать противника и получить прибыль с необходимостью дополнительного усиления. Обычно такой долг оценивается в 20 очков. Общий итог – 16 очков в пользу черных при одном дополнительном камне.

Д.3. Показано как черные перестарались. Что будет, если черные сыграют в другом месте доски, а не 3 на Д.1? Это чрезмерный ход, т.к. белые могут сыграть кикаси 1, 3 и 5. Ходами 7 и 9 они захватывают инициативу в центре. Ходом 11 белые получают прибыль, одновременно оставляя группу черных без глаз.

QARTS. У белых 18 очков плюс возможность распространения по правой стороне. У черных нет очков. У белых не сильная группа, но потенциал черной группы по построению глаз еще меньше. Я оцениваю эту разницу в 10 очков в пользу белых. Общий итог – 28 очков в пользу белых и у них на один камень больше. Как вариант, белые могут предпочесть ходу 11 ход в «А», что устраняет адзи ко борьбы в «В», одновременно создавая глазное пространство и усиливая давление на отмеченный камень черных.

QARTS. У белых 12 очков плюс возможность распространения по правой стороне и около 5 очков в районе камня «А». У черных нет очков, им противостоит более сильная группа белых, у черных нет пространства для построения глаз. Такой группе я присваиваю минус 20 очков. В дополнение, отмеченный камень черных слаб и приносит еще 10 очков «долга». Общий итог 47 очков в пользу белых, у белых потрачено на один камень больше.

Д.4. Кажется, что ход белых «А» приносит им больше территории на правой стороне. Если белые сыграют 2, то у черных появляется тэсудзи 3 и 5, захватывающее угол белых к ходу 9. Если вместо хода 2 белые сыграют «А», то у черных появится разрушительный ход «В».

Д.5. Иногда черные делают пробный ход 1 перед тем как защититься 3. Хотя черные пока и не собираются ничего делать в районе пункта 1, обычно белым лучше добавить один камень 4, чтобы должным образом на будущее исключить возможную атаку черных «А». Иными словами, ход б.4 – хонтэ.

Задачи

Задача 1 (среднего уровня). Ходы до 33 это масштабное джосэки популярное в начале 90х годов. Отметим, что белые сыграли 30 на месте камня 21. Разыграйте эту последовательность на доске, чтобы определить в какой пункт белым нужно играть хонтэ усиливающее центр.

Задача 2 (среднего уровня). Ходы до 6 – джосэки. Обычно, агрессивные игроки пытаются испугать противника построением огромной сферы влияния, приглашая к вторжению, с которого начинается борьба. Ход черных 7 на это и направлен. Но перед вторжением белые должны сами укрепиться. Где им сыграть хонтэ, чтобы осуществить такой план?

 

 



 

Кубок фудзицу. Тактика го. ханэ. Чемпионат мира по го среди любителей. Анализ го партии между профессионалами. Титулы го. госэй.

 

Главная ->  Статьи