Главная ->  Статьи 

 

Боси в го


Более года проводились академические исследования достижений людей вовлеченных в процесс обучения. По окончании периода обучения было замечено, что только 10 процентов оптимистов бросили занятия, в то время как у пессимистов эта цифра составила 40 процентов, хотя по совокупности результаты, показанные пессимистами несколько лучше.

Так же, те, кто поддерживают позитивный настрой в го, имеют больше шансов улучшить свое мастерство в игре. Позитивный настрой приносит игроку чувство цели, к которой он стремиться, и нужна агрессивность для применения такого тактического приема как боси. Боси (накрывание, дословно - шляпа) в го обозначает ход сверху над камнем противника и применяется во многих случаях.

Время атаковать

Цель хода боси состоит в атаке камней противника путем отрезания их от центра доски.

Д.1. Эта ситуация чрезвычайно маловероятна и создаст белым весьма рискованную позицию. Здесь белые сыграли тэнуки (ход в другой части доски) 2 и 4, что позволило черным атаковать камень с двух сторон и отрезать его от центра.

Д.2. Ходом 1 белые глубоко вторглись в сферу влияния черных, что делать черным? Ход 2 – мотарэ (технический прием «опереться на противника») и сделан для подготовки атаки белого камня 1. Эта атака проведена ходом боси 4, который перерезает белым дорогу в центр.

Д.3. Продолжение Д.2. Белые играют цукэ (прилипание) 1. Ход черных 2 необходим для предотвращения построения белыми двух глаз.

Д.4. Это часть записи знаменитой партии, сыгранной в 1853 году между Хонинбо Сюсаку (белые) и его великим соперником Ота Юдзо. Ход черных 1 естественный, он расширяет позицию черных сверху и ограничивает возможности белых по расширению своей позиции снизу. Ход белых 2 лучший в этой ситуации, сделан в расчете на ответ черных в пункт 5. Но, когда черные расширили свою позицию по верхней стороне, создав идеальную двукрылую позицию, белые вынуждены вторгаться 4, чтобы черные не успели захлопнуть дверь (ходом 5) в свои владения. Естественно, чтобы их не накрыли, черные прыгают в центр. Тоже самое делают и белые. Теперь черные играют боси 7, одновременно предотвращая прыжок белых в этот пункт. Белые вынуждены игнорировать это накрывание и прыгают 8, убежать этой группой сейчас важнее.

Новые задачи

Задача 1 (средний уровень). В ее основе лежит задача 1 прошлой недели (см. S.1 выше). Если сейчас ход белых, то как им захватить три отмеченные камня?

Задача 2 (средний уровень). В ответ на ход отмеченным камнем, черные вторгаются 1. Какие два хода следует сделать белым в этой ситуации?

Задача 3 (средний уровень). Ход черных и они хотят отрезать белым дорогу в центр. Что должны делать белые в этой ситуации?

Решение задач прошлой недели

S.1. Ход белых 1 правильный (хонтэ). Этим ходом белые захватывают три камня и получают реальную прочность. Белые получили прочность в центре, а черные компенсируют это ходом 2, дающим территорию. Ходом 3 белые задают черным вопрос. После хода 4, белые могут захватить отмеченные камни (см. задачу 1).

R.1. Ход б.1 заманчивый, но на горизонте маячит проблема. Кажется, что получены очки и прочность в центре. Тем не менее, черные играют 2 и ждут удобного момента для вывода своих трех камней ходами «А» и «В». Как вариант у них есть возможность вывести одинокий камень ходами «С» или «D», или усложнить позицию ходом в районе «Е», который позволит объединить все остальные возможности.

S.2. После хода черных отмеченным камнем, ответ б.1 соответствует локальной ситуации. Я подчеркиваю слово «локальной», т.к. могут быть срочные ходы в других частях доски, а ход 1 имеет местное значение. Он выглядит пассивным, но несет некоторый потенциал для атаки.

R.2A. Если черные игнорируют ход белых, то белые вторгаются, занимая жизненно важную точку 1. Боси черных 2 и дальнейшая атака 4, 6 ничего не значит, т.к. у белых есть возможность соединиться 7. Если черные сопротивляются 8 и далее, то их камни будут захвачены последовательностью до 17. 7 и 9 – изящное тэсудзи.

R.2B. Даже если черные защищаются 1, белые жертвуют камень 6 и обеспечивают себе серию кикаси до 22, а затем защищаются 24 – искусный маневр.

R.2C. Если белые игнорируют отмеченный камень на S.2, то черные могут форсировать последовательность до 17 и затем распространить свое влияние далее ходами с районе «С» или «D». Ход «В» тоже форсирующий. Заметим, что ходом «А» черные займут всю территорию в углу. Камни черных работают хорошо, в то время как белые расплющены у края доски.

 

 


Боси и тоби

Боси (накрывание) и его противоположность тоби (прыжок) часто применяются в го для того, что бы одержать верх в борьбе. Если вы не можете построить базу у края доски, гарантируя себе глазное пространство, направляйтесь в центр доски, пока это место не занял ваш противник, и попытайтесь одолеть его там. Ответы на задачи прошлой недели помогут вам понять значение приемов боси и тоби.

Решение задач прошлой недели

S.1. 1 и 3 – красивая комбинация. Ход черных 4 приносит беду, т.к. атари 7 захватывает всю сторону и угол. Обмен отмеченными камнями необходим, т.к. без него комбинация 1 и 3 не обязательно сработает. Как бы ни играли черные, четыре их камня группы 2 будут захвачены.

S.2. В партии между Кобаяси Коити (черные) и Кобаяси Сатору на титул Госэй 1992 года возникла эта позиция.

Тоби 1 создает миаи (позиция, в которой один из вариантов хода так же хорош, как и другой) между боси 3 и 2. Черные решили, что боси 2 будит хуже для них и сыграли тоби в этот пункт. Ход белых 3 боси, а ход 5 и боси, и тоби одновременно. Цель черных – комбинация 4, 6 и 10. Белые двигаются в угол и гарантируют себе жизнь к ходу 15. Ходами 17-23 белые строят прочность и создают глазное пространство в центре. Боси 3 ослабило черных и позволило белым захватить угол. Тем не менее, в конце концов, черные разрезали позицию белых в центре и выиграли партию.

R.1. Иногда игроки повторяют ходы, сделанные в ранее сыгранных партиях. Кобаяси (белые) решил попытаться сделать ход 3 до того, как сыграть боси 7. На этот раз черных заставили выживать на стороне, в то время как белые заняли хорошую позицию снаружи, и выиграли партию.

S.3. Ход белых 1 хороший. Он укрепляет базу и сохраняет возможность движения в центр одновременно. Усиливая свои камни без усиления камней противника белые в дальнейшем смогут вторгнуться «А», за ответом ч.«В» последует ход белых «С», который гарантирует жизнь в углу. Так же и нижний левый угол пока не является территорией черных.

R.2. Если в противоположность вышесказанному белые не обратят внимание на прочность окружающих их камней черных, то черные смогут атаковать понизу, отбирая базу у черных, одновременно получая очки (вариант не показан). Черные могут попытаться отрезать белых от центра ходами 1-3. Показан один из вариантов до хода 12. Заметим, что «А» и «С» - миаи, если черные займут одну из этих точек, то белые смогут сыграть в другую. Не отвечайте на «А» ходом в «В», а на «С» ходом в «D». Получается, что белым не грозит смерть, но черные построят потрясающую прочность в центре, и их угол справа станет немного прочнее.

Продолжение

Д.1. На прошлой неделе в качестве примера была приведена последовательность, которая закончилась ходом 1. Многие считают, что камень белых уже не выживает. Но есть вещи, которые хуже смерти – попытка выживать очень слабой группой (одиноким камнем в данном случае). Как черным атаковать, если белые попытаются освободиться из плена? Ходы 2 и 3 вызывают продолжение до хода 10. Черные получили хорошие очки в углу огородившись 5, 7, 9 и сыграли еще одно боси 11. Ходом 17 черные позволяют белым выжить, но после хода 27 у черных в закрытом нижнем правом углу 25 очков и зловещая стенка. Маловероятно, что белые смогут выиграть в этой партии.

R.3. Ходы аналогичные ч.1 плохие, т.к. они заставляют белых отвечать хорошими ходами. Это же можно сказать и о ходах 3 и 5. После хода 11 белые убежали, а черные остались со слабостями в «А», «С» и «D». Осталась, так же, и возможность вторжения «В». Одним ходом все проблемы черных в правом нижнем углу не решаются.

R.4. Ход черных 1 – слишком активен, т.к. оставляет слишком много возможностей для разрезания позиции черных. Сначала белые создадут дефекты ходами 2 и 4, затем разрежут ходом 6 (не наносите атари 7!). Последовательность до 10 дает белым жизнь и спокойствие за свою группу.

Задачи

Задача 1 (средний уровень). Обладатель титула Кисэй О Риссэй (черные) и Йода Норимото, владелец титула Мэйдзин, играли эту партию, чтобы определить, кто встретится с Кобаяси Коити в борьбе за титул Дзюдан. Йода сыграл 1, т.к. эта область представляется очень большой на доске. В комментариях после партии он сказал, что следовало играть сначала в «А», чтобы помучить отмеченные камни черных перед вторжением в районе 1.

Ходы до 5 выглядят естественно, но теперь ход черных 6 стал хорошим ходом, который заботится об отмеченных камнях. Ходом 7 белые тоже позаботился о другой слабой группе, одновременно оказав давление на группу черных правее. Еще раз укрепившись в центре ходом 8 черные обеспечили превосходство в центре. Боси черных в 11 стало реальной возможностью, так что белые сами сыграли тоби в этот пункт. Тоже самое и с ходом ч.12. Ход белых 13 – проверка. Если бы черные укрепились «В», что ослабило бы камни белых около 5, то белые добавили бы камень для их укрепления. Так как черные ответили 14, белые переключились на 15, важный ход, который предотвращает вторжение черных «С». Где теперь играть черным?

R.5. Белым следовало играть в районе пункта 1. Если черные отвечают тоби 2, то белые могут начать борьбу 3 и 5, с надеждой вовлечь в нее отмеченные камни черных. Есть и другие возможности кроме ходов 3 и 5, но обмен 1 на 2 необходим для обеспечения гегемонии белых в центре.

Задача 2 (для начинающих). Одним ходом черные могут соединить свои камни, поймать камень белых и захватить территорию. Где им играть?

Задача 3 (для начинающих). Каким ходом черные могут атаковать группу белых?

Задача 4 (для игроков среднего уровня). Если вы решили задачу 3, то определите, что белые могут противопоставить аналогичной атаке в этом случае?

 

 



 

Стратегические концепции го. адзи. Задачи на жизнь и смерть в го. Задачи на жизнь и смерть в го. Задачи на жизнь и смерть в го. Техника мотарэ в го.

 

Главная ->  Статьи