Главная ->  Статьи 

 

Рю найвэй


На прошлой неделе мы проследили ходы в начале партии между Рю Найвэй, го игрока 9 дана, первой женщины выигравшей турнир, в который допускаются как мужчины, так и женщины, и Ли Чангхо. Мы обсуждали эту партию и остановились на том, почему эта родившаяся в Шанхае женщина теперь играет в Южной Корее и считается сильнейшей женщиной современности играющей в го.

Д.1. Ход белых 60, последний, который был приведен на прошлой неделе, показан отмеченным камнем. Последовательность 1—13 это продолжение последовательности, которая в действительности возникла на 53 ходу, состоит из 20 ходов и она великолепна, т. к. черные остались живы на чрезвычайно узком пространстве. Но в целом, ее нельзя назвать успешной.

Белые соединили свою слабую группу, захватив два камня черных (камень 9 и стоящий рядом с ним), последовательностью ходов 12—18. Обмен 14 на 15, возможно, был единственным сомнительным ходом белых. Усиление черных 19 заставило белых отступить 20. Черные получили возможность организовать вторжение на верхней стороне. Последовательность 21—27, вероятно, ранее не разыгрывалась и впервые встретилась на гобане. Черные нацелены на ход «А». Теперь очередь белых совершить ход в правом верхнем углу.

Белые жертвуют камень 30 с уверенностью, что черные на ход 32 ответят 33. Белые разрезают 34, с целью сыграть комбинацию 36 и 38. Ходом 40 белые демонстрируют жизненный потенциал, одновременно ставя в опасное положение камня черных в углу. Как вы видите, стиль игры в го у Рю совсем не миролюбивый.

Д.2. Ход черных 1 искусный. Чтобы понять это нам потребуется некоторая дополнительная информация. Посмотрите на диаграммы S.3A и S.3B. На этих диаграммах черные сначала спустились на вторую линию, а потом сыграли смертельное ханэ 1. Однако, в отличие от этой ситуации, белые не планируют сразу же играть в «А», а спокойно наблюдают за собственными похоронами. Они играют 2 — прямой вызов на ко борьбу. Без обмена по второй линии, по крайней мере в этой партии, ходами 3 и 5 черные забирают угол. Но это была ошибка (см. задачу 3). В конце концов, черные выиграли начавшеюся ко борьбу. Ходы черных 9, 15 и 21 сделаны на месте отмеченного камня, а 12 и 18 на месте камня 6. Ход черных 23 сделан в пункт 1. Проиграв ко белые захватили группу на нижней стороне ходами 22 и 24.

К тому же черные сделали ходы 13 и 19 (в последствии эти камни были захвачены), в то время как белые построили прочность в этом районе. Черные потеряли очки без компенсации. Тем не менее, они играют 27 в надежде восстановить равновесие. Белые отвечают надежно 28 и 30 — уже первый ход в готэ (потеря темпа).

Черные используют полученное сэнтэ ходами 31 и 35, пытаясь построить территорию в центре. Белые идут на компромисс, предлагая в жертву четыре камня.

Нам не хватает места для публикации всей партии, но белые не только сохранили свои четыре камня, но и захватили несколько черных. В этот момент Ли выбросил полотенце, и Рю победила его со счетом 3—0 в серии.

Решение задач прошлой недели

S.1. После хода черных 1 белые сначала ответили 2, а затем, после хода ч. 3, сыграли 4. Черные позволят белым соединиться понизу 6 и 8. В этом обмене черные получают некоторую прочность, которая, конечно же, заработает с началом атаки 9. Теперь камни белых отмеченные буквой «А» оказались в очень неприятном положении. В процессе убегания белых или борьбы за глаза черные построят прочность, которая причинит вред камням белых, отмеченным буквой «В» и позволит убежать камню «С» черных.

S.2. Если черные сразу сыграют 1, то ответ белых 2 станет идеальным для того, чтобы остановить выход черных в центр. Черные могут попытаться прорваться 3 и 5, но, в конце концов, им придется отступить 7 и 11. Жертва отмеченного камня не высокая цена, белые готовы заплатить ее за подавляющее влияние, которое они построили ходами 12 и 14.

R.1. Иногда, следование пословице «Лучший ход противника — твой лучший ход» хороший гид при поиске своего следующего хода, т. е. хода 2. Но такой ход оставляет черным возможность выйти в центр, которую черные могут осуществить и позже.

S.3A и S.3B. Спуск 1 объединенный с ханэ 3—5 и удар в жизненно важную точку 7 — стандартная комбинация в этой форме.

R.2. Ханэ позволяет белым выжить 2 и 4. Теперь на ханэ 5 последует ответ 6. Ходы черных 7 и 9 выглядят изящно, но 8 и 10 не позволяют черным спасти свой камень 7. «А» и «В» миаи. Если черные сыграют в одну из этих точек, то белые займут оставшуюся.

Задачи

Задача 1 (для начинающих). В партии черные сыграли 21. У них была возможность играть 1. Последовали бы ходы до 5. Если белые пытаются убежать 6, то их захватят в лестницу. Однако, вместо 6, белые сделают ход, который и прервет лестницу, и будет форсирующим для группы внизу справа. И так, где играть белым, чтобы блокировать лестницу и создать двойную угрозу?

Задача 2 (для начинающих). Обратимся к диаграмме S.3A. А теперь посмотрите на ход 2 на этой диаграмме. Можно ли захватить группу белых? (Подсказка: начните с обмена 3 на 4 и помните о ходах, упомянутых на R.2, которые не надо делать). Как играть черным, чтобы захватить угол?

Задача 3 (среднего уровня). После обмена 1 на 2, вместо «А», у черных есть ход проще и лучше. Найдите несколько следующих ходов. Подсказка. Возникнет ко борьба, но не такая как случилась в партии.

 

 


Соединение в го

Одним из самых элементарных действий при игре в го является соединение слабых камней с сильными. Будь то отдельный камень или группа без глаз. Даже две относительно слабые группы, каждая с одним глазом, соединяясь, создают нечто существенное.

Как мы увидим на диаграммах, соединение можно сделать разными способами. Обычно, все соединения имеют достоинства и недостатки. Грубо их можно разделить на простые соединения, диагональные или подвешенные соединения, прочные или крепкие соединения и свободные, неопределенные соединения.

Не всегда ясно, который из видов соединения лучший в данной ситуации. В зависимости от положения окружающих камней ситуация может меняться.

Д.1 (простое соединение). Ходом 1 черные соединяют две группы, у каждой из которых по одному глазу («А» и «В»), и фиксируют жизнь. Чтобы захватить камни черных, белые должны сыграть и в «А» и в «В» одновременно. Естественно, что такое невозможно.

Д.2. В этой ситуации может показаться, что белые могут захватить отмеченный камень черных разрезанием «А». Но после хода черных «В», лучшее, что могут сделать белые, это сыграть в «С», позволяя черным соединиться «D». Иными словами, отмеченный камень уже соединен с остальными.

С другой стороны, отмеченные камни белых можно отрезать в двух местах. Что можно сделать, чтобы предотвратить эту угрозу?

Д.3 (диагональное или подвешенное соединение). Ход белых 1 — двойное диагональное соединение. У него есть недостаток. Теперь черные могут играть 2 и 4, а белым придется отвечать 3 и 5. В результате получится нехорошая для белых форма.

Д.4 (прочное соединение). Белые могут прочно соединиться 1. Теперь у черных появляется возможность сыграть нодзоки «В», или, что еще хуже разрезать «А». Вторая угроза слишком опасна, что бы ее можно было игнорировать.

Д.5 (диагональное соединение). Ход б. 1 — еще один вид диагонального соединения. На этот раз черные могут разрезать 2, и после соединения белых 3 грозят убежать ходом 4 (эти ходы не обязательно будут сделаны немедленно).

Д.6 (прочное соединение). В данном случае, лучшим ходом белых будет прочное соединение 1. Конечно, черные могут форсировать 2. В конце концов, белые соединятся 3, но перед этим они могут надавить «В» или атаковать камень черных другим способом. Заметим, что черные не могут разрезать 3, т. к. будут захвачены в гэта.

Решение задач прошлой недели.

S.1. Если черные протиснутся 1, то ходами 2 и 4 белые окажут сильнейшее сопротивление. Ходом 5 черные захватывают отмеченный камень в лестницу (как мы видели на прошлой неделе). Но белые не станут разыгрывать лестницу, а вместо этого сыграют 6, создавая двойную угрозу. Далее они смогут или играть «А», спасая отмеченный камень, или (если черные захватят ходом «А») сыграют в «В», нанося атари одновременно двум отмеченным камням черных. Это дестабилизирует или даже приведет к захвату черной группы в этом месте доски. По этой причине черные не должны играть 1 и в реальной партии сыграли 2.

S.2A. В этой позиции ходом 1 черные занимают критическую точку. В ответ на ход б. 2 комбинация черных 3, 5 и 7 не дает возможности построить второй глаз и убивает группу белых.

S.2B. Если белые пытаются построить два глаза ходом 2, то черные играют летальную комбинацию 3 и 5. И на этот раз белые обречены.

S.3A. По мнению профессионалов, после хода ч. 1 и б. 2 черным следует соединяться 3. Ходы 5, 7 и 9 позволяют белым начать ко ходом 10. Но, если после хода черных 11 последуют ко угрозы и ходы сделанные в партии, то черные выиграют ко и их позиция будет лучше (прочнее) чем получилось в реальной партии.

S.3B. Когда я обдумывал, что произойдет после хода белых 4, я нашел комбинацию 6, 8 и 10. Хотя она позволяет черным захватить три камня ходом 11, ответ белых 12 приносит жизнь их группе.

S.3C. В качестве альтернативы ходы черных 5 и 7 выглядят острыми, но обмен б. 8 на ч. 9 перед защитой 10 позволяет избежать непонятной ко борьбы, которую черные могли бы начать. После этого, лучшее, что могут сделать черные это построить сэки (тупиковая позиция, в которой как группа белых, так и группа черных в углу выживают и ни одна из сторон не может играть в пункт 2—2). Однако, ходом 16 белые разрушают позицию черных снаружи и сэки растворяется. Можно сказать, что белые могут начать ко в любой момент, но если черные играют 1 и 3, как указано в первоначальном комментарии, то белые выживают.

Задачи

Задача 1 (для начинающих). Черные начинают и соединяют камни.

Задача 2 (для начинающих). Черные начинают и соединяются.

Задача 3 (для начинающих). Черные начинают и соединяются.

Задача 4 (среднего уровня). Как черным соединяться послед нодзоки белых 1?

Задача 5 (сложная). Как белым отвечать на ход черных 1?

 

 



 

Тактика го. ханэ. Чемпионат мира по го среди любителей. Анализ го партии между профессионалами. Титулы го. госэй. Выиграл схватку, проиграл войну.

 

Главная ->  Статьи