Главная ->  Статьи 

 

Решение го задач. система qarts


Для опытных игроков в го (от первого до шестого любительского дана) я рекомендую систему, именуемую QARTS, которая определяет активы и пассивы каждой группы. Слабые группы без глаз приносят минус 20 очков, группы попрочнее, с пространством для построения одного глаза, стоят минус 10 очков. Система позволяет описывать слабые и сильные группы в терминах территории — основного смысла их существования.

Д.1. Попадали вы в ситуацию такого типа? Белым камням справа не угрожает смерть, но они несколько слабоваты. Тем не менее, речь не идет о том, какие действия предпринимать против нее — атаковать со стороны центра, чтобы заставить выживать или что другое. Большинство начинающих будут думать о вторжениях на правую сторону, таких как «А», «В» или «С», игроки посильнее, скорее всего, обратят внимание на расширение своего мойо (сферы влияния) ходом «D», или аналогичным.

Д.2. Перед тем, как сделать выбор, давайте оценим территориальный баланс. Что игроки могут рассматривать, как территорию? Отметим крестиками границы территорий черных, а треугольниками границы территорий белых. Получим такую таблицу:

Черные :Внизу справа42
Вверху справа17
Верхняя сторона8
Всего ................................. 67
Белые :Вверху слева23
Правая сторона6
Левая сторона6
Внизу слева20
Коми5
Всего ................................. 60

Т. к. территориальный баланс приблизительно равный, нет необходимости в глубоком вторжении, которое отберет существенную территорию.

Д.3. Если вторгаться, то станет только хуже. В результате вторжения возникнет слабая группа. Например, если черные вторгнутся 1, то белые ходом 2 не дадут построить базу, и даже если белые продолжат спокойную атаку, то черные может быть и разрушат некоторую территорию наверху слева (20—24 очка), но белые будут счастливы получив компенсацию (от 25 до более чем 50 очков) внизу слева.

Это результат того, что черные создали слабую группу, которая по системе QARTS стоит минус 20 очков. Предположив, что группа черных в центре выживает и построит два глаза, мы получим, что она принесла два очка.

Д.4. Может быть, точка вторжения была выбрана неверно? Посмотрим на другую. Даже если белые не будут атаковать агрессивно, а только лишат черных базы и будут их сдерживать, то можно предположить развитие событий ходами 1—8. Теперь посчитаем еще раз. Территория белых слева оценивается от 49 до 43+23=66 очков, а территория черных не увеличилась. Снова черные создали себе слабую группу, и белые получили около 20 дополнительных очков.

Д.5. Прыжок белых 4 на Д.3 и Д.4 выглядит основным источником увеличения территории и удержания черных слабыми.

По этой причине ход черных 1 ключевой. Он ограничивает возможности белых по распространению, в то же время создает предпосылки для вторжения в будущем. При этом удается избежать создания себе слабой группы, которая может нанести ущерб в 20 очков или более. Ответ белых 2 прочный и лишает черных импульса к дальнейшему движению в этой области. На основе тех же идей ходом 3 черные заставляют белых защититься. Возможный ответ 4. Теперь ход 5 позволяет черным камням 1 и 3 хорошо взаимодействовать с отмеченными камнями внизу справа.

И что особенно хорошо — черные не отягощены слабыми группами. Посчитайте баланс еще раз, и вы увидите, что количество очков у белых не очень сильно увеличилось, в то время как черные получили много на нижней стороне. Тем временем черные продолжают грозить атакой двум белым камням на правой стороне, и результативность такой атаки возросла, т. к. черные захватили инициативу в центре.

Решение задач прошлой недели

S.1. Когда черные сыграли 1, они думали, что имеют шанс на победу, но ходы 2—12 эффективно уменьшили территорию черных в углу и усилили группу белых в центре. И все это в сэнтэ, т. е. без потери инициативы. Далее, белые переключились на 14 с целью уменьшить территорию в центре. Дальнейшие ходы в этой области закрепили преимущество белых и, в конце концов, они выиграли 5.5 очков.

S.2. Я надеюсь, что применение системы QARTS сделает решение понятнее. Ход 1 выглядит правильным, т. к. готовит комбинацию 3—5 после ответа черных 2. В результате ход 11 разрушает значительную часть территории черных.

S.3. Ход белых 1 правильный. Лучшее, что могут сделать чернее — начать закрывать дамэ 2 и 4, но белые делают тоже самое 3 и 5, и становится очевидно, что черные не могут нанести атари ни в «А», ни в «В».

R.1. Кажется, что ход 1 белых хороший, но когда черные вбрасывают камень 2, ходы до 5 становятся естественными. Теперь черные могут начать двух шаговое ко, сыграв в 2 и захватывая камень 1. Такое ко невыгодно черным, но это луче, чем безусловная смерть на S.3.

Если белые начнут с хода 1 в 5, то результат будет аналогичным.

S.4. Ходами 1 и 3 белые увеличивают количество дамэ на единицу. Теперь черные хотели бы блокировать «А», но тогда ходом «В» черные нанесут двойное атари. Поэтому ответ 4 неизбежен. Далее, черным нужно только закрыть внешние дамэ ходами 5, 7 и 9, чтобы выиграть сэмэай.

 


Руководство по обучению игре в го

Первое впечатление о человеке или объекте обычно надолго определяет отношение к ним. Тоже самое можно сказать и о первой демонстрации игры в го. Насколько просты правила, настолько же и трудно дать понятное объяснение. Часто люди вязнут в ненужных деталях и заходят в тупик, столкнувшись с несущественными фактами, имеющими маленькое значение для начинающего.

Чтобы упростить это не преподносите слишком много информации. Объясняйте понемногу, и только тогда, когда возникнут вопросы. И даже в этом случае старайтесь говорить просто, преподнося каждый раз только по одной идее или концепции. В идеале одно занятие должно продолжаться от одного до двух часов.

Обычно в го играют на доске размером 19х19 линий, что составляет 361 пересечение, в которые и выставляют камни. На Д.1 показана пустая доска размером 19х19. Обратите внимание на девять выделенных точек. Они называются «хоси» (звезда). Их используют для упрощения подсчета количества линий и в них ставят камни при игре на форе. Большинство партий играют на доске 19х19, а начинающие играют на доске 9х9 с 81 пересечением линий. Сыграв несколько партий переходят к игре на доске 13х13 и, достигнув некоторого уровня понимания, переходят к игре на стандартной доске 19х19.

Стандартный набор состоит из 361 камня. 181 черный камень и 180 белых камней. Камни хранят в специальных чашах.

Основные правила го

  1. В го играют два человека, хотя в последнее время популярным стало и парное го, где участники команды состоящей из мужчины и женщины ходят по очереди.
  2. Первыми ходят черные, им отвечают белые. Далее играют по очереди, делая по одному ходу.
  3. Ход это выставление камня на пересечение линий доски, и, возможно, снятие с доски захваченных камней. Камни можно ставить и на крайней линии, и в углу.
  4. Камень, поставленный на пересечение, не передвигается в процессе партии. Если камень захвачен, то его снимают с доски.
  5. Черные ходят первыми.

Первое техническое правило

Камень или группа камней не могут существовать на доске без степеней свободы.

Д.2. Начинающим рекомендуется играть на доске размером 9х9 пересечений, всего 81. Предположим, что черные выставили первый камень 1 в центральную точку. Как можно видеть, вокруг него четыре не занятых пересечения в точках «А», «В», «С» и «D» прилегающих по горизонтали и вертикали, но не по диагонали. Эти свободные прилегающие пересечения называются дамэ.

Д.3. В этом примере у камня черных 1 три дамэ – «А», «В» и «С». У белых только два дамэ – «D» и «Е».

R.1. Особо заметим, что пункты «А»-«D» не связаны линиями с камнем черных 1 и значит не являются его дамэ. Так же «Е» и «F» не являются дамэ камня белых 2, а пункт «G» не дамэ камня черных 3.

R.2. Часто начинающие полагают, что эти два камня черных соединены. Это не так. Например, если поставить камни белых в пунктах «А» и «В», то станет понятно, что оба камня черных (как, впрочем, и белых) не связаны между собой.

Д.4. Нет ограничений на то, в какой пункт доски можно ставить камень, до тех пор, пока у него есть хотя бы одно дамэ после завершения хода. Так что белые могут играть в пункт 2, чтобы занять одно из дамэ камня черных 1. У камня черных 1 теперь только три дамэ, «А», «В» и «С».

Д.5. Продолжение Д.4. Теперь черные могут играть 3. Вместе с отмеченным камнем камень 3 формирует группу, у которой пять дамэ, от «А» до «Е».

Д.6. Белые могут пойти в 4, но после ответа черных 5 становится ясно, что камни белых не соединены и не создают одну группу. В таких случаях говорят, что ходом 5 черные «разрезали» камни белых.

Д.7. Но, так же можно сказать, что и белые отрезают камень черных 5 от группы из двух камней. Если последует ход белых 6, то камень 5 окажется с единственным дамэ в пункте «А».

Д.8. Если черные не обращают внимания на это и играют 7, то ходом 8 белые занимают последнее дамэ отмеченного камня.

Теперь вернемся к первому техническому правилу – Камень или группа камней без дамэ не может существовать на доске.

Д.9. Следовательно (это часть хода 8), камень черных снимается с доски.

При обучении игре в го приведенной выше информации достаточно для начала. Новичок теперь готов играть партию в игру, которую называют «го до первого захвата» или атари-го. Эта игра подготовит начинающего к освоению го. Цель проста – захватить один камень противника.

Д.10. Это партия между двумя новичками. Белые сразу же прилипли к камню черных 1 ходом 2 и разрезали ходом 4. Черные ответили 5, усилив свой самый слабый камень 1. После того, как белые укрепили один камень ходом 6, черные пытаются захватить камень белых 4 ходом 7.

Д.11. Что получится, если белые попытаются убежать ходом 8? Черные умело прижимают камни белых к краю доски ходом 9, и затем захватывают группу белых ходами 11 и 13, предотвратив попытку убежать ходами 10 и 12.

Задачи

Задача 1. Черные начинают и захватывают камень белых.

Задача 2. Белые начинают и захватывают два камня.

Задача 3. Белые начинают и захватывают некоторые камни.

Задача 4. Белые начинают и захватывают некоторые камни.

 



 

Задачи на жизнь и смерть в го. Задачи на жизнь и смерть в го. Техника мотарэ в го. Разбор сложной го задачи. Игра го. ко борьба.

 

Главная ->  Статьи