Главная ->  Статьи 

 

Основы го


Угрожать, гнаться, отрезать, зажимать в угол, вводить в заблуждение и заблуждаться, просто бороться за жизнь — и все это в игре. Го прекрасно передает эти ощущения. Если это не учащает ваш пульс, то попробуйте созерцать, размышлять, подумайте о стратегии и тактике, анализируйте и оценивайте позиции. Для тех, кто любит общаться, игра тоже интересна.

Европейский Го Конгресс и Американский Го Конгресс пройдут этим летом и продлятся две и одну недели, соответственно. Каждый год от 400 до 700 участников, от самых начинающих до сильнейших игроков принимают участие в ЕГК. Я присутствовал на 10 последних конгрессах и уверенно говорю — это прекрасно!

Когда я последний раз участвовал в конгрессе, я видел как отец подвозил своего сына двадцати с небольшим лет на конгресс. Он сказал, что заинтригован так, что решил задержаться на конгрессе. В результате он остался и решил научиться играть в го. Он сказал мне, что изучение го дает ему возможность намного лучше узнать сына.

Фора в гольфе и в го

Почему гольф интересен всем участвующим в игре? Ответ заключен, конечно же, в форовой системе, которая позволяет новичку играть даже с профессионалами.

То же самое можно сказать и об игре в го. В ней используется форовая система, которая позволяет игрокам разной силы играть не меняя природы игры. Это означает, что даже начинающий может сыграть с кем-то, кто уже сыграл 10, 100 и даже 1000 партий. Правильно установленная фора позволяет сделать партию в го интересной обоим игрокам. При игре в «го до первого захвата» (атари-го) одним из способов установления форы будет требование к одному игроку захватить только один камень, в то время как более сильный игрок должен для победы захватить два, три, четыре или более камней. Эта система так же работает для детей и мотивирует обоих игроков играть лучше.

Игра в го с детьми

См. Д.3 и Д.4.

Даже если вы сами только что научились играть в атари-го, вы уже можете учить детей. Чтобы быть понятным детям попробуйте одно из двух предложенных ниже объяснений. Выбирайте, какое из них интереснее детям.

Вариант 1. Отмеченный камень белых это цветок, который питается водой через входящие в него линии. Если эти линии перекрыть, то цветок перестанет получать воду и умрет. Если два цветка (камня) соединены, то они получают больше воды и становятся сильнее. Но даже много объединенных цветков умирают, если потеряют источник воды.

Вариант 2. Отмеченные камни это машины, а линии — дороги. Хотя «машины» (камни) и не могут двигаться сами, они «двигаются» присоединяясь к другим камням того же цвета. Но если перекрыть все дороги, то один «автомобиль» или группа «автомобилей» должны освободить «дорогу».

Дети в возрасте 3-4 лет в состоянии быстро воспринять преподнесенные таким образом идеи.

Сохранение камней

Страшно, когда камень забирают и настолько же спокойнее, когда он стабилен. На прошлой неделе мы коротко поговорили о соединении и разрезании камней.

Д.1. Камни черных соединены, а белых нет.

Д.2. Тоже самое и на этой диаграмме. Камни черных соединены, но нет соединенных белых камней и они, теоретически, могут быть разрезаны.

Д.3. Ходом 1 черные закрывают последнее дамэ у отмеченного камня белых и снимают его с доски. А вот ходом 2 белые не занимают дамэ отмеченного камня черных. У камня черных остались все его четыре дамэ.

Д.4. Если вы разобрались в предыдущих диаграммах, то так же понимаете, что ходом 1 черные заняли предпоследнее дамэ отмеченного камня белых. Осталось последнее дамэ «А».

Д.5. Таким образом, понятно, что для того, чтобы спасти этот камень белые должны на ход черных 1 ответить 2.

Д.6. Два отмеченных камня белых в опасности. К счастью, своим следующим ходом белые могут спасти их.

Д.7. Ход 1 спасает два камня белых и связывает их с отмеченными камнями. Отметим, что конкретного соединения нет, но черные не могут разделить их.

Д.8. Например, черные могут угрожать трем камням сыграв 1, но белые могут соединить их ходом 2. И еще раз черные могут попытаться отрезать камни белых ходом 3, но белые прочно соединяют все свои камни ходом 4.

Решение задач прошлой недели

S.1. Ходом 1 черные занимают последнее дамэ отмеченного камня и захватывают его, т. е. снимают с доски.

S.2. Ходом 1 белые занимают последнее дамэ двух отмеченных черных камней и захватывают их, т. е. снимают с доски.

S.3. Ходом 1 белые закрывают последнее дамэ четырех отмеченных черных камней и захватывают их, т. е. снимают с доски.

S.4. Ходом 1 белые закрывают последнее дамэ четырех отмеченных черных камней и захватывают их, т. е. снимают с доски.

Новые задачи

Задача 1. Черные начинают и спасают свой камень.

Задача 2. Черные начинают и спасают два своих камня.

Задача 3. Черные начинают и спасают свой камень.

Задача 4. Черные начинают и спасают несколько камней.

 


Атари в го

Лето 2001

Что общего есть в действиях дизайнера одежды, инвестора, домохозяйки, генерала армии, отпускника и игрока в го? Все они думают, и планирую свои действия, и чтобы делать это эффективно, важнее всего разбить задачу на отдельные этапы, поставить цели и спланировать затраты занимать одновременно только одним этапом. Видимо, большинство людей, действуя, создают ощущаемые плоды, а как с эти обстоит у игроков? Зачем вообще играть? Не оторваны ли они от реальной жизни?

Игры готовят нас к ситуациям в реальной жизни, создавая имитацию, которая позволяет нам развивать свои способности к исполнению разных действий. И возможно, что самые важные умения, которые вы можете развить, играя в го, это предвидение и планирование, память и творчество. Игры в педагогике используются в качестве обычного инструмента для развития способностей, как у новорожденных, так и у взрослых людей. На самом деле, игры, в которые играют двое и более людей, могут развить способности к коммуникации и кооперации. Тем не менее, на слове «игра» лежит некоторое клеймо.

Для того, чтобы организовать и продвигать игры, такие как го, шахматы, шашки, бридж была создана организация, которая называет себя Mind Sports Organization, MSO. У нее есть потрясающий сайт (), на котором перечислены мероприятия, в том числе и чемпионаты по играм и отделения по всему миру. Японское отделение организует 28-29 июля 2001 года соревнование по интеллектуальным играм, которое пройдет в International Forum Building in Yurakucho, Tokyo.

The Banyu Inryoku, расположенная в Shinjuku Ward, активно работает уже несколько лет и организует соревнования по разным играм ежегодно. Основное внимание уделяется работе с молодежью, чтобы при помощи интеллектуальных игр отвлечь ее от отрицательных социальных влияний. Banyu Inryoku надеется на то, что интеллектуальные виды спорта способствуют развитию дружбы с иностранцами, проживающими в Японии. Руководит секретариатом, господин Кондо из игрового клуба Cosmo, в котором культивируются несколько видов интеллектуального спорта, в том числе и го, реверси, рэндзю, сёги и др. Номер телефона (03)3205-1746 (только для Японии).

Атари — последнее дамэ

Существует несколько показателей «здоровья» камня, среди них количество дамэ (близлежащих свободных пунктов) и количество дамэ окружающих его камней соперника. Умение посчитать, сколько дамэ есть у камня (или группы камней) — ключ к управлению камнями.

Д.1. В этой ситуации ход черных. Как два отмеченных камня белых, так и два отмеченных камня черных в опасности, так как у них осталось только по два дамэ.

Д.2. Ход черных 1 неправильный. Да, он закрывает одно дамэ у белых камней, но так же и уменьшает количество дамэ у черных камней. Теперь количество дамэ у отмеченных черных камней уменьшилось до одного, и такая ситуация называется атари. Получилось так, что черные сами себе нанесли атари. Белые могут занять последнее дамэ черных и захватить три камня (камень 1 и два отмеченных камня).

Д.3. Что можно сказать о ходе черных 1 на этой диаграмме? Этим ходом черные наносят атари белым камням, оставляя свои камни в безопасности. Даже если белые теперь ответят 2, черные ходом 3 закроют последнее дамэ двух отмеченных камней белых и снимут их с доски.

Д.4. Когда черные делают ход 3 на предыдущей диаграмме, они реально снимают с доски два камня белых. Получится позиция показанная здесь.

Д.5. Пример двух ситуаций

Д.6. (Запрещено правилами) Черным запрещено делать ход 1, т. к. это самоубийственный ход. Есть ситуации, в которых такие ходы могут принести преимущество, но они запрещены в японских правилах (хотя в других правилах разрешены). Аналогично, белым нельзя делать ход 2.

Д.7. (Разрешено) Этот случай совершенно иной. Ход 1 белых не самоубийственный, потому что два отмеченных камня черных в атари, и этот ход занимает их последнее дамэ. Выставление камня на доску это еще не завершение хода.

Д.8. Теперь ход белых 1 на предыдущее диаграмме завершен — два черных камня сняты с доски. Как мы теперь видим, ход белых 1 не самоубийственный, он к тому же освобождает камень, находящийся на пункт ниже.

Решение задач прошлой недели

S.1. Ход черных 1 правильный. Он сохраняет отмеченный камень, присоединяя его к двум другим камням черных.

S.2. Ход черных 1 спасает два отмеченных камня, присоединяя его к двум другим камням. Убедитесь, что камень «А» не соединен с основной группой черных.

S.3. Ходом 1 черные спасают отмеченный камень и соединяют его с остальными камнями.

S.4. Ход черных 1 спасает три отмеченных камня почти связывая (еще не окончательно) их с двумя камнями «А».

Новые задачи

Задача 1. Как отмеченные камни черных, так и отмеченный камень белых отрезаны от основных своих групп. Ход черных. Они могут нанести атари и захватить камень, спасая, таким образом, свой отмеченный камень. Как?

Задача 2. Кажется, что отмеченным камням черных не выбраться из тяжелой ситуации. К счастью ход черных. Нанеся атари некоторым камням белых, они могут спасти свои камни. Как?

Задача 3. Черные могут захватить один камень, нанеся атари двум камням. Как им это сделать?

Задача 4. Белые только что разрезали отмеченным камнем. Черные, нанеся атари, могут захватить несколько камней. Какое атари, из возможных в этой позиции, правильное?

 



 

Задачи на жизнь и смерть в го. Стратегия и тактика го. Пословицы в го. Джосэки в го.

 

Главная ->  Статьи