Главная ->  Статьи 

 

Жизнь и смерь в го


Это мое или его? Этот вопрос мы обычно слышим, когда люди играют в игры, где для победы нужно разрушить позицию противника. В некотором смысле это простая одномерная концепция, и на ней основаны игры, которые можно легко понять, и в них хорошо играют компьютерные программы. Вся такая игра, фактически, является серией тактических коллизий. Тактика требует некоторых расчетов, а компьютер делает их лучше, чем человек.

Но го не прямолинейная одномерная игра. Да, тактика в ней имеется, но в идеале обмен ударами должен служить большим целям — логически обоснованной стратегии. Удивительно, но такая масштабная стратегия приводит к устранению локальной борьбы с целью выиграть глобально. И так, пришел ли конец дракам? Локально они продолжают существовать, когда идет речь о гарантии жизни группе. Это означает, что группа приводится в такое состояние, что атаковать ее уже не нужно.

Д.1. Даже полностью окруженная это группа черных не восприимчива к атакам, она живая. Вспомним, что для захвата камней нужно закрыть их последнее дамэ. Могут ли белые сделать это в данном случае? Сначала нужно поставить камень в пункт «А» (или «В»), а затем в «В» (или в «А», соответственно). Но это невозможно, т. к. и ход в «А», и ход в «В» сами по себе не закрывают последнее дамэ, но камень белых в «А» уже не имеет дамэ. Следовательно, возникает прямое противоречие правилу гласящему — камень без дамэ не может существовать на доске.

Д.2. В противоположность предыдущему примеру, эти три камня черных можно захватить ходом белых 1.

Почему? Потому что камень 1 закрывает последнее дамэ черной группы. В позиции приведенной на предыдущей диаграмме белые никогда не смогут сделать этого.

Д.3. Что можно сказать об этой группе черных? У нее два дамэ, поэтому белые не могут играть в «А». Но они могут сначала занять пункт «В» и нанести атари черной группе (атари — ситуация, когда у группы остается только одно дамэ). Следующим ходом белые могут сыграть в «А» и снять четыре камня черных с доски.

Д.4. Каков статус группы черных из пяти камней? Они гибнут или выживают?

Д.5. Если ход белых, то они могут сделать ход 1. Черным нет смысла отвечать, т. к. они сами себе нанесут атари. Так что предположим, что ход 2 черные сделают в другом месте доски (не показан на диаграмме). Тогда следующим ходом белые могут ходить в 3, что наносит атари черным камням. Но и белые при этом оказываются в положении атари. Теперь черные могут захватить два камня ходом 4.

Д.6. Но это не всё! Белые возвращаются и играют внутри территории черных 5 (или 6). Черные могут захватить еще раз, но...

Д.7. Теперь белые захватывают шесть камней ходом 7.

Теперь вернемся к Д.4. Где играть черным, если сейчас их очередь хода?

Д.8. Ход черных 1 правильный в этой позиции. Убедитесь, что белые не могут играть ни с какой стороны от камня черных 1, т. к. такой ход будет самоубийственным. Раз белые не могут захватить группу черных, значит, она выживает. Камень 1, разделяющий внутреннее пространство на две отдельный части ключевой в этой позиции, а две разделенные области называются «глазами». Получается, что для выживания группе нужны два глаза.

Решение задач прошлой недели

S.1. В ответ на ход черных 1 белые должны захватить отмеченный камень черных. Возникает ко борьба, т. е. черные не могут немедленно захватить камень ходом на месте снятого отмеченного камня. Сначала им нужно сыграть где-то в другом месте, и если белые ответят, то черные смогут захватить камень 2. Естественно, что белые могут игнорировать ход черных 3 и соединиться ходом на месте снятого отмеченного камня.

S.2A. Этот случай несколько сложнее. В ответ на ход черных 3 лучшим ответом будет б. 4. Теперь черные начинают закрывать дамэ снаружи. Предположим, что белые решили не вмешиваться, посмотреть — что получится, и сказали «пас» или сыграли в другом месте доски. В любом случае это не отражено на диаграмме. Черные заполнили дамэ снаружи, а потом ходом 11 поставили свои камни в атари, а белые захватили их ходом 12.

S.2B. Теперь черные делают ход 13 (заметим, что если бы белые успели сыграть в этот пункт, то они бы выжили), а затем 15, только для того, что бы их захватили ходом 16.

S.2C. Потом возвращаются еще раз ходом 17, и теперь белые могут захватить ходом в «А», но, понятно, что это бесполезно — белые погибли.

Еще раз посмотрите на Д.2 и Д.5 и обратите внимание на общие черты позиций. Единственная разница — количество ходов, потребовавшееся для захвата, но сущность одна и та же.

R.1. Это первоначальная ситуация. После рассмотрения решения на диаграммах S.2A-S.2C вы увидите, что при своем ходе черные могут захватить все камни белых.

S.3A. Ходом 19 белые получают очки на стороне. Ход черных 20 сэнтэ (ход, на который нужно отвечать), потом ходами 22 и 24 черные расширяют свою территорию. Далее, ход 25 стоит одно очко. В конце черные пробивают ко ходом 26. Ход 27 — ко угроза, черным нужно отвечать 28.

S.3B. После хода черных 28 белые могут пробить 29. Убедитесь, что у черных нет ко угроз. Таким образом, в конце партии белые могут соединиться в точке, где стоял отмеченный камень черных.

Черные: Территория 14 очков плюс 4 захваченный камня, всего 18 очков.

Белые: Территория 19 плюс 7 захваченных камней, всего 26 очков.

Даже без коми белые выиграли 8 очков.

S.4A. Последним был ход черных отмеченным камнем. Комбинация белых 1 и 3 заставляет черных добавить камень 4. Оставшиеся ходы демонстрируют технику, в которой все границы территории закрываются наиболее эффективным способом. Ходы черных 10 и 12 — умный маневр, который готовит ко борьбу. У черных есть ко угроза 14 и...

S.4B. Белые уступают 17. Черные защищаются 18. Белые делают ход 19 на месте отмеченного камня и 21 на месте камня 16 (эти ходы не показаны на диаграмме). Ход 20 необходим, иначе белые сыграют в «А», ч.«В», б. 20 и группа черных погибнет.

Черные: Территория 8 пунктов плюс 2 захваченных камня, итого 10 очков.

Белые: Территория 11 пунктов плюс 8 захваченных камней, итого 19 очков

Без коми белые выиграли 9 очков.

На следующей неделе мы рассмотрим некоторые ходы в начале партии и обсудим стратегии.

 


Фусэки - начальная стадия партии в го

Вы слышали о схемах моментального обогащения, в которых обещают стократное увеличение минимальных инвестиций? А что говорят о рисках связанных с такими инвестициями? Во время падения фондовой биржи слышались раскаты грома по всему миру, большинство людей потеряли аппетит к рискованным и высокодоходным играм.

Скажете ли вы «нет» подходу, в котором доходы приходят постепенно? Это больше похоже на реальную жизнь. Во-первых, получите образование и изучите мастерство — один из видов базы, один из видов инвестиций. Потом накопите некоторое количество денег, экономьте понемножку и вложите накопленное в разумное застрахованное предприятие. Теперь работайте и ждите, настанет ваш час.

В го есть аналогичные понятия — сначала создайте базу своей позиции. Потом используйте эту позицию для наращивания капитала, а когда у вас образуется прочная позиция, вы станете консервативным и защищенным. Если нет, то ваш консерватизм уменьшится и появится желание бороться. Но в целом, го это игра, в которой кто-то становится богатым или бедным, медленным в долгой серии баталий, которые происходят одновременно. Но цель баталий не в драке, хотя это тоже интересно. Если вы проиграли одну битву — не отчаивайтесь, начинайте следующую. Помните одну вещь — перед началом битвы вникните в позицию в которой вы можете победить.

Фусэки

Поскольку на доске 9×9 очень мало места, перейдем на следующий уровень — на доску 13×13, для того, чтобы практиковаться в фусэки (начальная стадия партии). В конце концов, мы дойдем до доски 19×19, а 13×13 поможет нам понять стратегию и не подавит нас своими размерами.

Д.1. Чья позиция лучше в этом фусэки, Белых или черных?

Я надеюсь, что вы решили в пользу черных. Тогда мне будет проще объяснять.

Задача 1. Где белым делать свой следующий ход? (Правильных ответов больше чем один).

Задача 2. Где следует играть черным? (Правильных ответов больше чем один).

Задача 3. Где следует играть черным? (Правильных ответов больше чем один).

Задача 4. Где нужно играть белым?

Задача 5. Эта задача на жизнь и смерть. Группа белых пока не живая, т. к. у нее нет двух глаз, но у черных есть слабость. Где белым нужно сделать следующий ход?

Задача 6. (Для опытных игроков). Это позиция из третьей партии в которой Тё У, (ему только что исполнился 21 год, и он стал самым молодым претендентом) оспаривал титул Хонинбо у О Мэйена (белые). Выиграв эту партию Тё захватил лидерство со счетом 2:1. Посмотрим на первые ходы, обычно в первую очередь занимают углы, а О Мэйен немедленно начал агрессивный маневр 4 и 6. Черные отнеслись к этому хладнокровно и спокойно заняли пустой угол. Ход 9 самый большой. Ходом 14 белые пытаются масштабно захватить камень 3. Ходом 15 черные уменьшают этот масштаб и грозят увести на волю свой камень 3. Ходами 16-20 белые двигаются к расширению. Ходом 21 черные вытаскивают свой камень, одновременно атакуя камень 14 белых. Взгляните теперь на камень 15. Этот ход ослабляет камень14, т. к. теперь белые не могут устроить комфортную базу на стороне. До хода 44 белые пытаются установить гегемонию в центре, но 45 — опасное разрезание. Как отвечать на этот ход?

S.1. Обычно ход в оставшийся пустой угол лучший. Правильно будет играть 4, хотя «А», «В» и в меньшей степени «С» тоже хороши.

S.2. Черным следует занять пустой угол ходом 5 (или «А»-«С»).

S.3. Черным следует приблизиться к верхнему левому углу по ряду причин:

А) Это распространение от отмеченного камня черных.
В) Такой ход ограничивает влияние белого камня.
С) Расстояние между отмеченными камнями самое большое на доске — семь пунктов между белым и черным камнями, значит эта область самая перспективная.

S.4. Ход черных 1 хорош, т. к. белые, строя себе базу, не дают черным такой возможности. Для того, чтобы не дать себя запереть, или даже захватить, черные высовывают голову по направлению к центру ходом 2. Затем белые играют 3.

А) Этот ход изолирует группу черных от отмеченного камня.
В) Не дает возможности изолировать группу в углу.
С) Атакует два камня черных.

S.5А. Ходом 1 белые разделяют две окружающие их группы черных. Теперь черные могут построить глаза только одной из двух своих групп, или справа, или слева. Если они выбирают жизнь правой группе, то правильным будет ход 2. Теперь белые могут убить левую группу ходом 3. Черные ходом 4 грозят построить дополнительный глаз, но ходом 5 белые делают этот глаз ложным, т. е. при случае, белые могут захватить отмеченный камень черных. 6 и 8 — ловкая комбинация черных, которая уменьшает количество дамэ у белой группы на единицу. Белые соединяются 9 (ход не показан) в точке, где стоял камень черных 6. Сэмэай (соревнование в скорости захвата камней) продолжается...

S.5B. После первого захвата отмеченного камня на предыдущей диаграмме ходом 17 у белых есть темп для соединения 19. Даже если черные продолжают атаковать 20, то ходом 21 белые наносят атари камням черных. Черные захватывают ходом 22, но белые возвращаются и играют в пункт, где ранее стоял отмеченный камень. Черные могут попытаться побороться, начав ко борьбу в пункте 19, если у них есть ко угрозы, но у белых есть по крайней мере одна местная ко угроза «А» и они выиграют любую ко борьбу.

Конечно же, лучший способ улучшить свою игру это практика.

 



 

Задачи на жизнь и смерть в го. Техника мотарэ в го. Разбор сложной го задачи. Игра го. ко борьба.

 

Главная ->  Статьи