Главная ->  Статьи 

 

Разрушение барьеров. баланс территории и влияния в го


Я никогда не любил делать выбор. Возникает тревожное чувство – а вдруг выбор будет неверным и это обнаружится слишком поздно, когда уже ни чего не поделаешь. Я уже говорил, что приходится жить со своими ошибками и учиться на них. Но обучение не столь легкий процесс, когда вы цепляетесь за свой прошлый опыт. Только на прошлой неделе я писал о том, что опыт это базис для улучшения игры. А вот теперь я полагаю, что был не прав. Новые идеи не возникают из старых, они являются новыми комбинациями или интерпретациями старых идей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми новыми мыслями.

В настоящее время поглощения и приобретения стали горячей темой, из-за того, что комбинация ресурсов и экспертная оценка накопленных ресурсов может либо внести вклад в получение немедленной прибыли, либо переделать потенциального потребителя в потребителя лояльного, что расширит сегмент рынка. На сегодня крупнейшие объединения происходят в Европе в связи с тем, что страны Объединённой Европы разрушают барьеры и заключают союзы для повышения эффективности, репутации и экономической мощи в международном сообществе. Крупнейшей преградой являются культурные и языковые различия. К счастью в го камни говорят на единственном языке и имеют единую культуру – глаза и территорию. С другой стороны, соединение камней эквивалентное объединению капиталов, практикуется уже 4000 лет.

На Д.1 чёрные использовали 25 камней в группах «А», «В» и «С». Каждая из них окружила по 9 пунктов территории, что приносит вместе 27 очков. На Д.2 чёрные сняли барьеры между тремя группами и расположили 25 камней так, чтобы образовалась единая группа, которая захватила 75 пунктов территории, почти в три раза больше, чем группы «А», «В» и «С» вместе взятые. Что это означает? Как обычно, объединение ресурсов значительно более эффективно. А как этот принцип работает на практике, когда обозначается территория в начале партии го?

На прошлой неделе мы рассмотрели пример, в котором чёрные объединили силы своих групп. В противоположность этому белые только следовали заученным наизусть джосэки (стандартные обмены ходами в углах доски го). Напомним, что результатом явилась позиция Д.3. Теперь нам непременно нужно посмотреть на другую комбинацию тех же джосэки, но такую в которой белые правильно установили границы, и уже чёрные проиграли. На Д.4 произошли те же локальные обмены ходами, но уже в других углах. После ходов 1-34, три камня чёрных в районе «А» не только растеряли своё стратегическое значение в формировании границ, но и сами сильно рискуют стать слабыми, особенно из-за того, что белые в состоянии разными способами угрожать чёрным камням в районе «В».

Д.5 служит для улучшения понимания баланса территорий. Знаки ‘XXX’ указывают на потенциальную территорию чёрных, а треугольники на такую же территорию белых. Учтите, что эта диаграмма не принимает во внимание баланса влияния.

Чтобы достичь прочной позиции необходимо разбираться как в балансе территории, так и в балансе влияния. В упражнения попробуйте расположить эти джосэки на гобане в различных комбинациях для постижения того, как это влияет на баланс влияния. Сначала проделайте это на доске для го, а потом в уме. Такое упражнение улучшит ваше понимание важности разделения и объединения групп не тактическими, но стратегическими манёврами.

Решение задач прошлой недели

Д.6.Ход ч.1 в критическую точку. Чёрные ходом 3 вынуждают белых принять эту жертву, а после хода ч.5 выясняется, что у белых дамэдзумари (недостаток дамэ) и им не спастись.

Д.7.Играя 1-7 чёрные жертвуют два камня создавая белым такое же дамэдзумари. На Д.8 показана ситуация после хода 7 на предыдущей диаграмме. Теперь точки «А» и «В» миаи. Это значит, что если белые играют в «А», то чёрные сыграют «В» и наоборот. Таким образом, белые потеряли все свои отмеченные камни.

Задачи

Задача 1.В партии 1992 года между Като Масао 9 дан (белые) и О Риссэем 9 дан оба игрока наметили большие мойо (сферы влияния). Ходом 15 чёрные вторглись первыми. Белые проложили дорогу жизни 16 и 20 наружу, одновременно эта комбинация лишила чёрных возможности соединить вторгшийся камень с группой 9, 11, 13. Ход б.18 тоже важен, т.к. не даёт чёрным возможности построить базу. Ответ ч.19 естественный. Ходом 22 белые строят глаз для своей группы, одновременно не давая чёрным скользнуть в свою территорию ходом в 24. Ходы ч.23-27 – кикаси (ходы, эффект от которых проявится при случае), которые позволяют чёрным выйти в центр 31. Ход б.32 сделан в расчёте на ответ ч.«А». Если бы чёрные ответили так, то как следует продолжать белым «А», «В» или «С»?

Задача 2.Однако, ход б.32 сомнительный. Разыграв последовательность 33-37, чёрные направили свои камни на центр, создав между ними связь в правой верхней части доски (символы ‘XXX’), а камни белых 32, 34 и 36 обращены внутрь. Эти три камня не усилили белых настолько, насколько это удалось чёрным. Ясно, что чёрные приобрели нечто от такого обмена. Но у чёрных есть дефект в позиции в точке «Е». Белые хотели бы разрезать здесь, но «лестница» в пользу чёрных. Для того чтобы использовать эту слабость чёрных белые ставят прерыватель лестницы 38. Как отвечать на этот ход?

 


Распространение в го

Американский педагог Эдвард Джонсон написал в 1988 году, что наша вера значительно важнее, чем материальное существование, следовательно, война законный способ распространения влияния. Обсуждение этих слов только подтверждает их правильность, так что мы ограничим наш рассказ только применением этой фразы к игре в го.

Распространение в го в действительности является материализацией нашей идеи об относительной силе наших камней, т.е. если вы верите, что ваша позиция сильна, то можете распространяться далеко от нее, а если ваша позиция слабая, то распространение нужно ограничить.

Третья линия против четвертой

Третья линия – линия территории, четвертая линия – линия влияния. В теории разница между этими двумя линиями существенна. Давайте поговорим о достоинствах третьей линии, и о распространениях по ней.

Д.1. Два крестика межу двумя черными камнями наверху указывают на то, что это распространение через два пункта. Такой распространение обычно делают по третьей линии.

Кажется, что распространение через три пункта на нижней стороне готовит больше территории, но ему присуща слабость (в пункте «А»), и рано или поздно, потребуется подкрепление.

Д.2. Что произойдет, если распространение через два пункта окажется под атакой?

Естественно, самая серьезная атака направлена на разделение двух камней черных. Посмотрим, возможно ли это?

В приведенном наверху примере черные играют пассивно и пытаются соединить свои камни понизу (в го принято ориентироваться по границам доски, понизу, означает ближе к краю, невзирая на то, что это верхний край доски). Ходы белых 1 и 3 жесткие. Черные отвечают на них обычными ходами. Как бы ни бились белые, их разрезающий камень 3 будет захвачен.

В примере у нижнего края доски белые тоже сыграли 1. Черные играют сверху (т.е. дальше от края доски, чем б.1). Даже если белые разрежут 7, на ход черных 8 нужно отвечать 9 (иначе в этот пункт сыграют черные и захватят два камня). Ход черных 10 захватывает четыре белых камня. Белые могут продолжать попытки ходом 11 и далее, но после хода б.17 становится ясно, что белых захватят раньше, т.к. у них только три дамэ (А, В и С), против пяти (C, D, E, F, G) у черных. Черным достаточно трех ходов, чтобы захватить белых, в то время как белым нужно пять.

Д.3. Теперь посмотрим, что произойдет в случае с распространением через три пункта.

В примере на нижней части доски белые терпят фиаско, поэтому играть нужно хитрее.

В примере на верхней части доски черные пытаются соединиться снизу ходом 2, но белые захватывают этот камень. В заключение белые успевают разрезать 11. Этот результат плох для белых, т.к. в последовательности ходов до 17 они едва живы с тремя пунктами территории, и получили слабую группу 11 и 15. С другой стороны черные сильны и выжили по обе стороны.

Получается, что белые добиваются цели разрезания, но получают плохой итоговый результат.

Но стоит только представить, что у белых уже есть камень в пункте, где стоит черный камень 14, как становится ясно, что распространение через три пункта может быть опасным.

Д.4. Это пример распространения через три пункта от стенки из двух камней (отмеченные камни белых). В примере наверху белые сыграли выше вторгающегося камня черных и захватили всю группу черных ходами до 24.

В примере на нижней части доски белые применили иную стратегию сыграв косуми (диагональный ход) 2. Черные борются за построение двух глаз, но после хода 12 пункты «А» и «В» становятся миаи. Если черные играют в «А», то белые ответят «В» и наоборот.

Задача 1. Как распространяться белым в случае «А» (левая часть доски)? А как в случае «В» (правая часть доски)?

Задача 2. Как распространяться черным?

Задача 3. Позиция похожа на предыдущую, но решение у нее иное. Как теперь распространяться черным?

S.1. От камня «А» лучшим распространением будет распространение через два пункта, т.к. камень «А» не так силен.

А в случае «В» камни сильны и лучше распространяться через три пункта.

S.2. Черным следует распространяться через три пункта в 1, т.к. такой ход к тому же атакует камень белых наверху справа. Белые вынуждены защищаться 2. Далее черные распространяются через два пункта 3. Ход белых 4 хороший. Напомним, что распространение через три пункта имеет слабость в пункте «А», и ходом 4 белые реально грозят вторжением в него.

Тем не менее, черные могут вторгаться «В» и не дать белым закрыть угол ходом «С».

S.3. На этот раз черным нужно распространяться в 1, что не дает белым возможности закрыть угол при своем ходе. Белые, естественно, отвечают распространением через два пункта 2. Далее прочный ход черных 3, а белые запечатывают угол ходом 4. Черные переключаются в 5, чтобы укрепить свое распространение через три пункта. Борьба в центре сфокусирована на предотвращении черными вторжения белых в первоначальное распространение через три пункта.

Ответ на задачу прошлой недели

S.6. Именно когда черные (Тё У) сыграли 1 (45 в партии), О Мэйен (белые) осознал что у него есть проблема. Он совсем упустил из виду, что черные могут на ход 4 ответить сопротивлением 5, затем пожертвовать камень ходом 7 и соединиться 9 и 11. В результате внизу камни черных стали сильными, сделав слабыми отмеченные камни белых. Белые должны укрепиться 12, но центр не прочен как у белых, так и у черных. В конце концов, белые сумели выжить наверху, но взамен черные перехватили инициативу в центре и выиграли 2 с половиной очка.

R.1. Белые могли бы захотеть разрезать 10 вместо хода в «А», но тогда, после ответа ч.11, белые обязаны соединиться 12, и черные начинают огромную ко борьбу, проигрыш которой болезненный для белых, а выиграть ее шансов нет. Белые не могут играть 13 вместо 12, так как последует ход черных в 12.

R.2. Вывод – ход черных 1 на S.6 блестящий, и привел белых к поражению. В ретроспективе белые должны были играть иначе раньше. Следовало пропустить обмены «А» на «В» и «С» на «D», сыграть 14 в ответ на ч.13. Если черные ходят 15, что дает правильную форму, то ход 16 приносит белым приемлемый результат.

Задача. Кажется, что и ходы «А», и «В» захватывают группу белых, но работает только один из них. Который?

 



 

Стратегия и тактика го. Пословицы в го. Джосэки в го.

 

Главная ->  Статьи