Главная ->  Статьи 

 

Баланс в го


Как высоко можно подняться и как низко опуститься? Иными словами, где границы спектра оттенков в го — баланс дает все, что нужно для победы. В войне военно-воздушные и морские силы расчищают территорию, но главная опора любой военной силы это наземные войска. На этой неделе мы исследуем важность и инструменты стратегии связанной с территорией и влиянием.

Как мы видели на прошлой неделе, третья линия это линия территории и она используется для построения базы, в то время как четвертая линия это линия влияния. Долгое время третья линия была наиболее популярна, но в 20м веке игроки начали использовать стратегии включающие в себя четвертую линию. В пятидесятые годы новаторы Го Сэйген и Китани Минору как раз начали использовать четвертую линию в фусэки. Тё Тикун, один из самых влиятельных игроков в наше время, как известно временами ставит камни в фусэки на третьей линии и даже на второй.

Путь, которым го развивалось в течение 4000 лет, менялся, и новые исследователи считают, что сильнейшие профессионалы за последнее столетие выросли на половину камня. Прогресс медленный, но с ростом количества профессиональных игроков в мире совершенствуется и уровень их игры.

Д.1. На этой диаграмме показана вторая партия 16-го матча на титул Кисэй, которую Ямасиро Хироси (белые) и Кобаяси Коити (черные) играли в 1992 году.

После первых четырех ходов все углы заняты. Ходом 5 черные подошли к верхнему левому углу. Такой подход, приближение к камню в углу, называется какари. У белых есть выбор из различных ответов, и они сыграли джосэки (стандартный розыгрыш в углу) 6-11. Альтернативой ходу 11 является ход «А», ориентированный на влияние, но Кобаяси любит играть на территорию. Белые играют какари 12. Ходом 13 черные намереваются превратить верхний правый угол и, возможно, верхнюю сторону в территорию. Ход белых 14 правильное распространение через два пункта от камня 12, вместе эти камни формируют базу. Ход 15 атакует эту базу. Белые пренебрегают соответствующим развитием своих камней и предпринимают нечто радикальное. Они вторгаются 16, имея целью построение базы в этом месте, создавая помехи территориальному стилю черных. Ход 17 выглядит слишком консервативно, но даже со стенкой 7, 9 распространение через три пункта слабовато. Для получения базы белые распространяются 18. Ходами 19 и 21 черные создают форму, которая делает базу белых маленькой, насколько это возможно. Ход 21 готовит собственную базу и одновременно не позволяет белым расширить базу в угол. Т. к. белые могут получить базу на верхней стороне, но не два глаза, они выдвигаются в центр ходом 22.

Заметим, что этот ход не только выводит группу, но и разделяет две группы черных на верхней стороне.

Задача 1. После хода 1 (16 на Д.1), вместо хода «А» ход 2 выглядит сурово. Как черным справиться с такой ситуацией? (Подсказка — у распространения через три пункта есть слабость).

Д.2. Ход 23 естественный, он разделяет две группы белых и прокладывает дорогу в центр. Ход белых 24 аналогичен ходу 22 на Д.1. Ходы 35 и 37 захватывают отмеченный камень, одновременно предотвращая разрезание «А».

Задача 2. После хода черных 39 (1 на этой диаграмме) у белых много вариантов ответа. Они могут играть «А», это стандартный ответ на какари, или «В», как сыграли черные ходом 13 на Д.1, или «С», или «D» чтобы взять камень черных в клещи, или «Е», такое прилипание сделает черных прочнее, но поможет белым в центре. Как следует играть?

Задача 3. Ход белых. Посмотрите на нижнюю сторону, где играть?

S.1A. В ответ на ход ч. 2 превосходным вторжением будет б. 3. Если черные сыграют 4, то ходы до 9 представляются форсированными. Белые обеспечивают себе два глаза и вычерпают территорию черных.

S.1B. Глядя на диаграмму S.1A ход черных 4 может показаться более жестким, но теперь белые сыграют 5 с целью создать точку разрезания в форме черных, а ходом 7 соединятся понизу (имеется ввиду ближе к краю доски), что является хорошей комбинацией. Теперь пункты 8 и 9 миаи, т. е. если черные занимают один из них, то белые играют в другой. Ходы ч. 10 и 11 тоже миаи. Черные могут играть и в 11, но тогда последует разрезание 10. В любом случае отмеченные камни черных в опасности.

S.2. В ответ на ч. 1 правильно отвечать 2. Черные протискиваются 3, вызывая последовательность до хода 15. Далее ход 16 выглядит совершенным. Белые распространяются по четвертой линии на расстоянии двух пунктов от отмеченного камня. В отличие от распространения по третьей линии и построения территории, такой ход приносит влияние, а помощь белой группе в центре в районе верхнего отмеченного камня важнее.

R.1. Клещи 1 не уместны, что демонстрирует последовательность показанная на этой диаграмме. Ходы до 17 — джосэки, стандартный розыгрыш в углу. Черные получили возможность атаковать камень белых «А», одновременно сделав точное распространение 18. К тому же, ход черных в районе «В» заставит белых добить камни слева. Но ход в районе «В» может в дальнейшем ухудшить положение отмеченных белых камней в центре.

S.3. Белым нужно играть вариути (разделяющий ход) между двумя позициями черных, и теперь белые могут распространяться в любую сторону. Это ход белых 1. Несомненно, что ход черных 2 — хорошее распространение. Тем не менее, ходом 3 белые создают себе базу. Если в этот момент черные вторгаются 4, то ход 5 создает миаи 6 и 7. Если черные решат сделать ход 6 в 7, то ходом в 6 белые получат хороший результат. Поэтому черные обычно отвечают 6, за тем следуют ходы 7-9. Это тоже джосэки.

Ответ на задачу 4 прошлого номера.

S.4. Ход черных 1 правильный. Что бы ни делали белые, они не получат двух глаз. Если белые играют 2, то ч. 3 будет прекрасным опровержением. Теперь белые могут захватить ходом в «А», но тогда черные захватывают пять камней ходом «В». Если белые играют в «В», то черные немедленно отвечают в 3 и захватывают шесть камней. Этот прием называется «защелка», не путайте его с ко, в котором позиция на доске повторяется.

R.2. Ход черных 1 ошибочный. У белых есть роскошный ответ 2. Выбора у черных нет, они захватывают 3.

R.2B. Далее, после хода ч. 5, белые уменьшают скорость черных на один ход, иными словами, черные не могут играть 10, т. к. поставят свои камни в атари. К ходу 10 белые выживают.

 


Вариути в го

Поверите ли вы тому, кто скажет, что вы развлекаясь можете повысить свои интеллектуальные способности на 25-30 процентов? Можно удивиться услышав о том, что размышления и раздумья даже в зрелом возрасте приносят утонченное мастерство. На самом деле, в настоящее время верят в то, что зрелость, в идеале приходящая со временем, приносит огромное вознаграждение, включая способность уступить и спокойно проанализировать ситуацию. Способность размышлять так же улучшается с возрастом, но эту способность нужно развивать.

Как игровое применение логики, го способно помочь улучшить умение размышлять. Посмотрим, как мы смогли поднять свой уровень мышления в го на более высокий уровень при помощи знаний полученных на протяжении последних недель.

Вариути

Техника вариути основана на нашем знании о том, как строить базу – помните, для построения базы важно распространиться через два пункта от другого камня. Как можно построить базу в слабой сфере влияния?

Д.1. Белые заняли позицию в обоих углах на нижней стороне. Ход черных 1 – вариути или разделяющий позицию белых. Что можно сказать о преимуществах такого хода?

  1. Он создает миаи распространения слева в «А» (или «В») и распространения в «С». Оба варианта приносят базу камням.
  2. Такому ходу трудно противопоставить клещи.
  3. Это благодушный ход, ход избегающий прямой конфронтации.

Но у него есть и недостатки:

  1. Он медленный.
  2. Он оказывает маленькое давление на позицию противника.

Д.2. Такое вариути тоже встречается. По сравнению с предыдущей диаграммой ход сделан на один пункт правее. В этом случае белые редко распространяются от своего симари (два камня закрывающие угол) справа и почти всегда подходят слева ходом 2. Естественно, что черные строят базу 3.

Д.3. Вернемся к Д.1, эта ситуация встречается не редко, рассмотрим некоторые основные варианты. Если черные играют 1, то в большинстве случаев белые приближаются со стороны симари, т.к. считается, что распространение через три пункта от симари идеальное. Если черные отвечают стандартным распространением через два пункта, то белые продолжают атаку 4, одновременно защищая нижний левый угол (и свою базу тоже). Ход черных 5 – мирное продолжение. Но тогда ходом 6 белые строят почти идеальную форму, это хорошо, т.к. угол превращается в безопасную территорию. Форма черных не имеет иммунитета против атак. Белые могут рассматривать ход «А». Ответ черных «В» был бы нормальным, но тогда белые могут сыграть «С» чтобы разделить позицию черных и лишить их базы.

Д.4. Поэтому белые обычно играют 5, у этого хода тоже есть свойства вариути – он создает миаи распространений в «А» или 7. Если белые играют 6 с целью предотвратить скольжение черных в угол, то черные создают вторую базу ходом 7. База на нижней стороне слабая и подвержена довольно серьезной, но не смертельной атаке. Например, посредством комбинации 8 и 10. Ходы 8-16 это один из видов джосэки середины игры. Но вместо 16 белые могут действовать агрессивнее играя «А» или «В».

Д.5. Если белые хотят избежать позиции на предыдущей диаграмме, то простая игра 4 будет альтернативой. Далее черные, обычно, играют 5 как можно скорее (чтобы избежать позиции на Д.3). Ответ белых 6 оптимальный. Он большой в смысле территории, но его атакующий потенциал мал. Последовательность б. «А», ч. «В» и т.д. – большая йосэ комбинация для белых.

Д.6. На прошлой неделе мы видели эту позицию. В таком случае вместо 4 белые могут вторгаться в «А». Ход 4 спокойный вариант. Т.к. камни черных 1 и 3 создали распространение через три пункта, которое подвержено вторжению в «А» черным нужно укрепиться. В то же время, ожидание вторжения может быть оправдано желанием черных бороться.

Задача 1. В этом случае предотвращение построения симари ходом «А» или «В» возможно, но тогда черные, несомненно, возьмут в клещи в районе «С». Можете вы найти подход исходя из стратегии вариути?

Задача 2. Если черные приближаются к углу 1, особенно после обмена отмеченными камнями, белые почти обязательно возьмут в клещи 2. Ходы до 14 представляют один из вариантов, и ситуация понятна – черные вынуждены вторгаться в область, где белые прочны. Можете вы найти подходящую стратегию вместо хода 1, чтобы избежать такого сценария?

Задача 3. Здесь ходом 1 черные предотвращают построение симари белыми. Белым могут понравиться клещи 2, но тогда, развернувшись от симари ходом 5, черные создают свои клещи после обмена 3 на 4. Естественно, что белые могут выйти наружу ходом «В», но это приведет к сложной борьбе. Сможете ли вы применить технику вариути в этом случае (вместо хода 2)?

Задача 4 (среднего уровня). Эта задача сложнее. Позиция встретилась тридцать лет тому назад в партии между двумя звездами того времени. Играли Фудзисава Сюко (белые) и Исида Йосио. Чтобы получить шанс на победу белым нужно вторгнуться в сферу влияния черных. Как им играть вариути? Решение смотрите на следующей неделе.

Задача 5 (сложная). Вместо распространения от трех камней в нижнем левом углу ходами «А», «В» или даже «С», Кобаяси Коити, игравший черными, выбрал ход 11. У Тё Тикуна, его противника в третьей партии в матче за титул Хонинбо 1992 года, появилось несколько возможностей. Он использовал технику вариути даже не имея возможности создать достаточную базу (распространение через два пункта) в двух направлениях. Первый ход простой, но что получится потом?

S.1. Ход белых 1 – хорошее вариути. Не удивительно будет если черные сыграют 2 (или «А»), или с другой стороны «В». Обычно белые строят симари 2 (или «А». Далее, ход «С» становится важным для обеих сторон.

S.2. Ход черных 1 – подходящее вариути. Ход белых 2 стандартный в этом случае. Черные распространяются 3, белые прилипают 4, вызывая ответ 5, что в свою очередь, заставляет белых играть 6. Форма черных несколько переконцентрирована.

S.3. Ход белых 2 – спокойный подход. Теперь черные могут играть «В», но тогда ход белых станет хорошим. Или черные могут играть 3, как на этой диаграмме. Белые ответят 4. Как только отмеченный камень станет прочнее, белые смогут рассмотреть вариант вторжения в «А».

 



 

Титулы го. госэй. Выиграл схватку, проиграл войну. Игра го. стань сильным в ко борьбе.

 

Главная ->  Статьи