Главная ->  Статьи 

 

Основы игры го


Игра го возникла более 3000 лет тому назад в Китае. Это указывает на то, что го одна из старейших стратегических игр в которую продолжают играть и в наше время. Может ли такая древняя игра привлекать людей живущих в наше время, характерное быстрым темпом жизни? Ответ на этот вопрос положительный. Фактически игра становится более популярной, благодаря недавно возникшему буму интереса к го среди молодежи Южной Кореи и Китая.

Говорят, что го требует больше усилий, чем шахматы, но правила этой игры намного проще, их можно освоить за полчаса. Сложность игры рождается из огромного количества возможных в каждый момент вариантов хода. К счастью, мы не можем рассмотреть все варианты при выборе очередного хода. Помните, чем больше вы практикуетесь, тем лучше вы играете.

В связи с тем, что мы начинаем новую серию статей, позвольте воспользоваться возможностью и начать изучение правил го с их китайского варианта.

Доска и камни для игры в го

Обычно в го играют на доске размером 19х19 пунктов пересечения линий.

На Д.1 показана пустая доска. Девять отмеченных пунктов называются хоси (звезда), и используются для удобства, а так же как пункты, в которые выставляются камни форы при игре с гандикапом. В отличие от большинства других настольных игр, партия начинается с пустой доски. Для игры в го используют камни белого и черного цветов выполненные в форме двояковыпуклой линзы. Чаще всего их изготавливают из пластмасс или из стекла, но в самых дорогих комплектах черные камни делают из сланца, а белые из раковин моллюсков. Полный комплект состоит из 181 черного и 180 белых камней, общее количество камней 361 равно количеству пересечений на доске 19х19. Камни хранят в чашах, изготавливаемых обычно из дерева сочетающегося по цвету с доской, на которой играют. Два игрока ходят по очереди, один камнями черного цвета, а другой белого. Играющий черными всегда ходит первым. Камни выставляются на доску в пересечение линий, не перемещаются и не снимаются с доски в процессе партии, за исключением случаев взятия.

Основные правила го:

  • 1. Камня выставляют в пересечение линий.
  • 2. Первыми ходят черные.
  • 3. Ходы совершаются поочередно.
  • 4. Камень, выставленный на доску, не перемещается и не снимается с доски за исключением случаев взятия.

    Цель игры

    В китайских правилах го цель игры состоит в том, чтобы выставить на поле больше «живых» камней, чем это сделал противник. Японские и корейские правила го целью игры провозглашают занятие большей территории, чем у противника. Какие бы мы правила не применяли, результат будет практически всегда одинаков. Оба набора правил поощряют сосуществование с оппонентом, а не уничтожение его. Большинство учебников предоставляет японские правила го, а мы начнем с китайских, потому что они проще для понимания сути игры. Продемонстрируем правила на доске 9х9, игра на ней не осложнена стратегией, как на доске 19х19, а правила и тактика остаются такими же. Я рекомендую начинающим осваивать правила на доске 9х9 перед тем как начинать играть на доске полного формата.

    Обычно в начале партии игроки пытаются установить контроль над углами, как показано на Д.2. Потом обозначают свою предполагаемую территорию.

    На Д.3 показано как сначала черные, а потом белые используют основные стратегии для расширения своей территории, одновременно уменьшая территорию противника.

    На Д.4 оба игрока укрепляют свои территории. Ход б.28 последний в партии. Оба игрока завершили построение границ своих территорий. До этого момента японские и китайские правила не отличаются. Теперь по китайским правилам оба игрока должны заполнить свои территории камнями своего цвета.

    На Д.5 показана доска после того, как оба игрока заполнили свои территории. У черных на доске 41 камень, а у белых 40. Черные выиграли одно очко.

    Задача 1. Посмотрите на Д.4 еще раз. Посчитайте территорию белых и черных по японским правилам и вычислите разницу. Если вы посчитаете правильно, то получите ту же разницу в очках, что и при подсчете по китайским правилам. На следующей неделе мы научимся захватывать камни.

    12 апреля 2006

     


    История возникновения го

    Древняя игра го возникла в Китае, автор ее не известен. Разные источники приписывают авторство легендарным императорам Яо и Шунь, царствовавшим во втором столетии до нашей эры; вассалу по имени У императора Цзе, который, как полагают, придумал и карточные игры в первом столетии до нашей эры; придворному астрологу династии Чжоу (1100-256 гг до н.э). В любом случае возраст игры оценивается в 3000-4000 лет.

    Вероятно, го как игра развилась из метода гадания практиковавшегося императорами и астрологами ранней культуры Чжоу. Этот метод, вероятно, состоял в бросании черных и белых камней на квадратную доску, размеченную астрологическими и геоматическими символами. Фактически, некоторые термины, используемые до сих пор, имеют астрологическое значение.

    Например, центральная точка доски го называется тэнген (ось вселенной), а восемь особо отмеченных пунктов недалеко от периметра доски называются хоси (звезды). Эти девять точек формируют традиционные «Девять Небесных Светил», Солнце, Луна и семь звезд созвездия Большой Медведицы, центра китайской астрономической системы.

    Названия четырех четвертей доски для игры в го происходят от четырех направлений, связанных с базовыми триграммами системы «И-Цзын». Начиная с правой верхней четверти и двигаясь по часовой стрелке мы получим: Юго-Запад (женщина, земля), Северо-Запад (мужчина, небеса), Северо-Восток (твердый, ограниченный) и Юго-Восток (мягкий, податливый).

    Сборник произведений Конфуция, который как полагают, написан в четвертом веке до нашей эры, содержит самые ранние упоминания о го. В могиле времен династии Си Хань (206 г. до н.э – 25 г. н.э.), найденной в 1952 году, обнаружено самое старое материальное свидетельство в виде доски го размером 17х17 линий.

    Цель игры го

    На прошлой неделе мы разобрали китайскую интерпретацию го, в которой целью игры является выставление на доску большего количества камней, чем у противника. Японцы и большинство остальных игроков в мире считают, что целью игры является захват большей, чем у противника, территории. Но в результате оба метода дают один и тот же результат в подавляющем большинстве случаев. Для новичков китайские правила проще в усвоении.

    Основные правила

    На прошлой неделе мы изучили четыре основных правила:

  • 1. Ходы делаются в пересечениях линий.
  • 2. Камень, выставленный на доску, не передвигается.
  • 3. Первыми ходят черные.
  • 4. Далее ходы совершаются по очереди.

    Теперь добавим правило захвата.

  • 5. Камень, или группа соединенных камней, захвачена и снимается с доски, если у нее нет степеней свободы.

    Степени свободы (дамэ)

    Для демонстрации того, как захватываются камни, мы будем использовать доску размером 9х9. На Д.1 расположены три белых камня. У камня в середине доски четыре степени свободы (дамэ), у камня на стороне их три, а у камня в углу два дамэ. На Д.2 четыре буквы «А», три буквы «В» и две «С» показывают эти дамэ.

    На Д.3 показано как черные занимают три дамэ белого камня в центре, два дамэ белого камня на стороне и одно дамэ у камня в углу. Во всех приведенных случаях говорят, что белый камень находится в положении «атари», т.к. у него только одно дамэ. Во всех таких случаях белый камень будет захвачен, если черные сыграют 1 на Д.4. Результат захватов показан на Д.5.

    Решение задачи прошлой недели

    Количество пунктов территории черных 27, против 26 у белых.

    Задача 1

    Сколько дамэ у черных камней «А»?
    Сколько дамэ у черных камней «В»?
    Как играть белым, чтобы захватить камни «С»?

     

    19 апреля 2006

     



     

    Соединение в го. Анализ го партий между профессионалами. Жизнь и смерь в го. Вариути в го. Анализ го партии между профессионалами.

     

    Главная ->  Статьи