Главная ->  Статьи 

 

Планирование в го партии


Иногда в средствах массовой информации го называют «игра в захват земель для интеллектуалов», и действительно, как и торговцы недвижимостью, го игроки делят игровую доску. Это ведет к сражениям на соответствующих территориях доски, вторжениям, в процессе которых игроки пытаются отрезать камни противника или соединить свои. Битвы за расширение границ, погони, окружения камней, в которых случаются буквально рукопашные схватки, делают го самой захватывающей игрой. При обучении игре в го важно подчеркивать стратегию и тактику – два самых важных аспекта го. Однако, эти навыки всегда следует использовать как часть общего плана действий. Это приводит нас к следующему разговору – как выстраивать план.

Д.1. Это позиция, которую мы начали разбирать на прошлой неделе. Начинающий должен помнить, что очень важно практиковаться в расширении и защите своих границ, и не уклоняться от контактной борьбы.

Д.2. На прошлой неделе, после хода ч.1 белые ответили пассивно 4, что привело к поражению с большим счетом. Когда черные пригрозили вторжением, белые следуя девизу «Делай для людей то, что хочешь получить от них», могут применить зеркальную технику и сыграть 2. Естественно, что черные могут прыгнуть 3. Белые не могут отрезать этот камень. После обмена 4 на 5 белые не могут играть «А» или «В» (камень будет захвачен), поэтому они прыгают 6. К ходу 10 получилась партия взаимного разрушения. Речь уже не идет о расширении и защите границ. Разразилась борьба на полное уничтожение. Что бы ни произошло, эта ситуация предпочтительнее, чем вялое блокирование б.4 движения ч.1, что приводит к пассивному проигрышу.

Д.3.Черные могут попробовать и другие варианты, например, прилипание 1, в надежде на ответ б.2 и 4. На этом пути черные смогут вызвать форсированный ответ б.6 на ч.5 и проскользнуть 7. Территория белых тогда не только распадется на две, но и отмеченные камни станут слабыми. Ситуация плоха для белых со всех сторон.

Д.4. На этой диаграмме приведен пример, в котором белые просто блокировали 2. Черные закончили партию с 28 очками против 23 у белых, что принесло им победу в 5 очков. Проверьте результат китайским методом подсчета.

Решение задач прошлой недели

Решение 1. Начнем с ситуации «А». Ходом 1 черные захватывают камень. Белые могут попытаются спасти свой камень ходом 2, но черные упорно продолжают 3. После б.4 нет необходимости в ходе ч.5, он приведен для ясности. Белые потеряли три камня. В ситуации «В» белые отрезают 1 и черные ничего не могут поделать. Лучшим ответом будет 2, что заставит белых захватить три камня. После захвата б.3 черные закрывают свою территорию 4.

Решение 2. Вопрос состоял в том, как еще белые могут отвечать на ход ч.1 на Д.2, кроме блока 4? Один из вариантов приведен на Д.2. Когда вы учите играть в го, вместо того, чтобы давать прямой ответ задайте вопрос наподобие такого: «Можете ли вы придумать иной вариант хода, достигающий той же цели?» или «А что будет если…?»

Упражнение. Найдите себе партнера и сыграйте с ним несколько партий, десяток, или около этого, начиная с позиции приведенной на диаграмме Exercise. Эта позиция сложнее, чем на Д.1 т.к. на ней больше нераспределенной территории и борьба будет сложнее.

Если у вас нет партнера, но есть компьютер и доступ в Интернет, то вы можете зайти на сайт http://kgs.kiseido.com/ и зарегистрировавшись там начать играть. Регистрация и игры бесплатные. Можно потратить еще немного времени и найти другие сервера, на которых можно играть в го. Как правило, игроки го весьма приветливы к новичкам, ли вы не будите чувствовать себя потерянным. На сервере http://kgs.kiseido.com/ есть несколько комнат, в которых собираются русскоговорящие игроки.

Задача 1. Как играть черным в задачах «А»-«С», чтобы захватить некоторые камни? В позиции «D» черные поставили отмеченный камень, а белые захватили его ходом «D». Как теперь играть черным?

 

9 мая 2006

 


Научи играть в го. захват групп камней

Старый метод обучения, в котором ученику объясняют, что и как делать, почти всегда мало эффективен. Поэтому преподаватель го должен ставить перед собой цель создать среду, которая будет стимулировать активный мыслительный процесс учеников. Например, как только ученик осознал концепции территории и захвата камней, учитель должен сделать шаг вперед и спросить о том, сколько ходов потребуется для захвата различных групп камней. Прежде чем рассказывать о глазах групп позвольте ученикам исследовать это свойство самостоятельно.

Д.1. Поставьте на доске позиции, приблизительно такие, как на «А»-«D». Спросите, сколько дамэ у каждой из белых групп, и сколько ходов потребуется для захвата каждой группы. Ученик может сказать, что ход в точку «Х» самоубийственный. Вы можете поставить свой палец в точку «Х» и объяснить, что если черные займут эту точку, то у белых не останется ни одного дамэ. Дайте ученику несколько секунд на размышление, а затем поставьте камень в точку «Х». Теперь можно спросить, есть ли дамэ у белых, и следует ли их снять с доски. После этого задайте вопрос о ходах, которые нужно сделать черным в отношении групп «С» и «D».

Д.2. В позициях «А», «В» и «D» ход ч.1 закрывает последнее дамэ белых. Но в позиции «С» белые могут контратаковать 2. Что произойдет дальше?

Д.3. Т.к. камни без дамэ не могут существовать, они должны быть сняты с доски в позициях «А», «В» и «D». А как поступить с отмеченным камнем? Остается ли ситуация самоубийственной после снятия белых камней? В позиции «С» камень черных захвачен, но у белых только одно дамэ – точка «Х». Ход черных, и вы уже знаете что делать. Получается, что захват белыми одного камня не принес им очков.

Д.4. В ситуации с камнем черных в «А» белые, конечно же, не могут играть ни с какой стороны от этого камня, т.к. они сами себе нанесут атари, у них останется одно дамэ, и черные захватят следующим ходом. Если ход черных, то где им играть в этой позиции?

Д.5. Черные могут пойти 1, нанеся атари белым. Но при этом тоже попадут в атари. Следовательно, белые могут захватить ходом 2. Задайте себе вопрос – в чем состояла цель хода черных?

Д.6. Это ситуация после хода б.2 на Д.5.

Д.7. Что будет, если черные сыграют 3, и белые захватят этот камень 4?

Д.8. Ситуация после захвата белыми камня черных 3.

Д.9. Ходом 5 черные окончательно решают судьбу белых. Этот ход закрывает последнее дамэ белых и захватывает все семь камней. Из всего этого следует, что уже на Д.4 все камни белых потеряны.

Решение задачи прошлой недели

S. В позициях «А»-«С» ходом 1 черные захватывают два или три камня. В конечной позиции белые захватили ходом «D» черный камень 1, но повторным ходом в 1 черные захватывают три камня белых.

Задача

Р. Если вы учите играть в го, то можете выставить позиции «А», «В» и «С» перед тем как задать приблизительно такие вопросы: «Сколько ходов нужно черным, для того, чтобы захватить белые камни в каждой из позиций?». «Как действовать черным?», «Где играть черным?»

 

17 мая 2006

 



 

Решение го задач. система qarts. Ко борьба в го. Баланс в го. О мэйен защитил титул. Основы игры го.

 

Главная ->  Статьи