Главная ->  Статьи 

 

Научи играть в го. ко борьба


Преподаватель го должен скорее консультировать и вести учеников, чем читать им лекции об игре. Лучший способ для этого – задавать вопросы. Это может замедлить урок, но студенты извлекут больше пользы, т.к. будут активнее вникать в игру, и возрастет вероятность правильного усвоения основных моментов. К тому же ученики научатся задавать вопросы и самостоятельно думать. Вы станете ближе к своим ученикам, больше учеников будет привлечено вашим методом обучения и новички заполнят ваш класс. К счастью, ученики будут распространять игру, но конечной целью любого преподавателя являются ученики, превзошедшие учителя.

Д.1. Иногда даже за первые десять ходов ученики встречаются с ситуацией ко, как на этой диаграмме. Ходом 13 черные захватили камень (б.8), но сами стали в атари. Что теперь произойдет?

Д.2. Таков будет результат после захвата черными камня в точке «А». Отмеченный камень находится под угрозой захвата, но тут вступает правило ко. Для того, чтобы гарантировать постоянный прогресс на доске правило ко запрещает повторение позиции в партии на доске. Поэтому, если белые сыграют в «А» с целью захватить отмеченный камень черных, мы получим ту же позицию на доске, что и до захвата камня черными. Без правила ко белые и черные захватывали бы друг друга, и интерес к игре го пропал бы очень быстро.

Д.3. Не нужно объяснять правило ко до того, как ученик задаст вопрос об этой ситуации. А когда это случится, спросите у него, как бы он решил эту проблему? Многие сами приходят к правильному решению. Правило ко начинает действовать после того, как первый камень захвачен в ситуации ко, следующих ход нужно делать в другом месте доски. Поэтому, после захвата черными белого камня, белые обязаны играть в другом месте доски, перед тем как смогут захватить отмеченный камень ходом «А». Однако, после хода белых в другом месте доски игра может развиваться по нескольким сценариям. Черные могут соединить свои камни ходом «А», или увеличить стоимость ко борьбы разрезанием «В». С другой стороны они могут и ответить на ход белых. Если белые считают ситуацию вокруг ко важной, то они должны сделать ход, который требует ответа противника. Таким ходом может быть б.14, который требует ответа «С» или «D».

Д.4. Посмотрим, что произойдет в каждом из случаев. Сначала предположим, что черные просто соединятся 15 в ответ на ход белых отмеченным камнем. После этого белые могут играть 16, что разделит отмеченные камни черных и похоронит надежды черных на верхний правый угол и на правую сторону. Это плохо для черных.

Д.5. Альтернативой может быть разрезание 15. Но после хода б.16 оказывается, что в ответ на любой ход черных белые соединятся, поставив камень на место отмеченного камня черных. Получается, что в ходе ч.15 нет резона.

Д.6. Что произойдет, если черные выберут ответ15 на ход белых отмеченным камнем? Теперь белые могут захватить 16. Черные тоже захватят 17, и теперь перед белыми стоит сложный выбор. Соединяться ли им «А», что вызовет ответ черных «В»? Или они должны ставить блок «В», за которым последует повторный захват «А»? Как бы то ни было, белые не могут захватить весь левый верхний угол. Позиция выглядит угрожающе для белых. Все это верно и для случая, когда черные сделают ход 17 вместо 15 («D» на Д.3).

Вывод. Как мы видим, ко – весьма коварная ситуация. Во-первых, если вы хотите выиграть ко, вы должны делать ходы, которые называются ко угрозами. Во-вторых, вы можете выиграть ко игнорировав ко угрозу противника (Д.4), что может оказаться не лучшим вариантом. В третьих, если начать разыгрывать ко не имея ко угроз, то можно понести серьезные потери. В четвертых, плоха та ко угроза, которая ведет к потере очков (Д.6).

Решение задачи прошлой недели

S. В ситуациях «А»-«С», черные могут захватить несколько белых камней. В позиции «А» потребуется два хода (1 и 3) для захвата четырех камней (ход б.2 будет сделан в другом месте доски и не показан). В позиции «В» черные должны соединиться 1, перед тем как ходить 3. Даже если белые будут играть 2 и 4, черные захватят пять камней ходами 1, 3 и 5. Следовательно, для захвата необходимо сделать три хода. Позиция «С» не столь проста. Черные должны захватить камень ходом 1 перед тем как атаковать 3 и 5. Всего они захватывают пять камней за три хода.

 

24 мая 2006

 


Чемпионат мира по го

Игроки из 68 стран и регионов соберутся на 27 Чемпионат Мира по Го среди любителей в префектуре Нагасаки с 28 по 31 мая 2006 года. Перед основными мероприятиями пройдет ряд вспомогательных, в том числе Детский Фестиваль Го в Нагасаки, Фестиваль Парного Го Нагасаки. Хотя этот турнир собирает сильнейших го игроков любителей со всего мира, шокирующее выглядит присутствие игроков из Китая, Гонконга, Тайваня и Южной Кореи в возрасте 13, 13, 16 и 18 лет. Для сравнения, Японию представляет двукратный Чемпион Мира Хираока Сатоси, 35 лет. Разница в возрасте говорит о многом. В современной Японии го считается игрой пожилых людей. С другой стороны остальные центры развития го в Азии улучшают свою мощь за счет выдвижения молодого поколения, в частности тинэйджеров. Подробную информацию о турнире и результатах смотрите на сайте.

Применение правила ко

На прошлой неделе мы разобрали правило ко, которое предотвращает повторение позиции на доске. Это последнее правило го, игры, которой 4000 лет. Давайте еще раз повторим это правило и посмотрим на стратегию и тактику, связанную с правилом ко.

Д.1. Отмеченный камень стоит в положении атари, т.е. у него только одно дамэ. Следовательно, играя 1 черные могут его захватить.

Д.2. Возникла новая позиция. Как вы видите, теперь камень черных в атари. Но правило ко гласит, что позицию на доске повторять нельзя. Следовательно, белые не могут захватить отмеченный камень ходом «А».

Д.3. Предположим, что в результате розыгрыша партии возникла такая позиция. После хода ч.1 белые грозят отрезать три отмеченных камня ходом 2. Черные могут соединиться 3, но это означает, что позиция на доске изменилась. Другими словами, теперь белые могут захватить камень 1 ходом 4. Ход б.2 называется ко угрозой. Обычно, на ко угрозу отвечают, но не всегда.

Д.4. Теперь давайте посмотрим на ситуацию, в которой от ко зависит очень много. Можно видеть, что если черные присоединяют отмеченный камень ходом в 2, то белые ответят ходом 1 за которым последует блок ч.«А». У черных 11 очков территории против 12 у белых. Присоединив отмеченный камень, черные проиграли партию. Но черные могут избежать этого поражения, играя 1. Белые захватывают 2, но правильно спланировав свои ко угрозы черные могут выиграть ко борьбу у белых.

Д.5 (ход б.8 не показан). Черные захватили отмеченный камень белых ходом 5. Белые нанесли ко угрозу 6, на которую черные ответили 7. Поскольку позиция на доске вновь изменилась, белые теперь могут играть 8 (в то место где стоял отмеченный камень). Теперь черные должны нанести ко угрозу 9, на которую последует ответ б.10.

Д.6 (ходы б.14, ч.17 и б.20 не показаны). Черные пробивают ко ходом 11. Белые наносят ко угрозу 12, и черные обязаны ответить 13. Ходом 14 белые пробивают ко. Снова настала очередь черных найти ко угрозу. На ход ч.15 нужно отвечать 16. Черные пробивают ко 17. На б.18 следует ответ ч.19. И снова белые пробивают ко 20.

Д.7 (ход ч.25 не показан). Черные наносят последнюю ко угрозу 21. Белые обязаны защищаться 22. Черные пробивают ко, а у белых больше нет ко угроз и они обязаны пасовать. Теперь черные соединяются 25 в том месте, где стоял отмеченный камень белых. Посчитаем результат. После удаления всех захваченных камней обнаруживается, что у черных 9 пунктов территории, 3 пленных камня, плюс 4 камня захваченных в ко – всего 16 очков. У белых 8 пунктов территории, 4 пленных камня, плюс 4 захваченных в ко, что тоже дает 16 очков. Следовательно, счет равный, и черные избежали поражения. В го ничья называется дзиго.

Вывод. Само по себе ко стоит всего одно очко, но может решить партию. В данном случае, у черных было на одну ко угрозу больше, чем у белых и следовательно ко борьба была в их пользу. В большинстве случаев результат ко борьбы зависит от того у кого больше ко угроз. Но иногда значение ко столь велико, что игнорируют любую ко угрозу. Разберем такое ко на следующей неделе.

 

31 мая 2006

 



 

Анализ го партий между профессионалами. Жизнь и смерь в го. Вариути в го. Анализ го партии между профессионалами. Научи играть в го.

 

Главная ->  Статьи