Главная ->  Статьи 

 

Начало партии в го


В го черные всегда ходят первыми, что дает им некоторое преимущество перед белыми. Для устранения этого неравенства в обычных играх белые получают коми, или компенсацию в 6.5 очков. Официально система коми в го была введена в 20м веке, и белые получали коми четыре или пять очков, в зависимости от турнира. До 1965 года самым популярным было коми 4.5 очка. Половина очка дается для исключения ничейного результата. Где-то в середине 50х годов было установлено коми 5.5 очков, и в середине 60х оно стало наиболее распространенным. Коми 6.5 очков начали использовать в середине 90х, но есть турниры, на которых применяется коми 7.5 очков. Существует, по крайней мере, один го турнир, в котором игроки торгуются о величине коми, чтобы получить право играть черными. Более подробную информацию о коми можно найти по адресу .

Начало партии (фусэки)

Изменения в коми сильно повлияли на стратегию го, особенно в игре черных. Кувахара Сюсаку (1829-1860) считается первым человеком, который систематизировал подход к фусэки (начальная стадия игры го). Давайте рассмотрим его подход.

Д.1. На прошлой неделе мы изучили тот факт, что в углу проще создать территорию, т.к. для этого требуется меньше ходов, чем в центре. Во времена Сюсаку пункт 3-4 (ход ч.1), был самым популярным. Если белые хотели бы противодействовать построению симари 2, закрывающего весь угол, то самым распространенным был бы их ответ в эту же точку.

Д.2. После хода б.2 черные часто берут камень в клещи (хасами), например ходом 3, или «А»-«Е». Ответом белых может быть прыжок (тоби) в центр 4. Этот ход усиливает камень белых 2, но и вызывает ответ ч.5, ход, который строит территорию.

Д.3. В этом фусэки черные построили симари 5. Чтобы не дать черным сформировать второе симари, белые обычно играют в районе 6. Далее, черные играют хасами в районе 7. «А»-«Е» тоже хорошие варианты. У такого хасами цели аналогичны тем, которые преследует хасами 3 на Д.2. С другой стороны это и широкое распространение от симари наверху справа. Идеальное для черных развитие.

Д.4. Чтобы не дать возможности развиваться партии так, как это произошло на Д.3, белые могут немедленно сыграть в районе камня 4. Но тогда, после хода ч.5, аналогичная форма возникнет на нижней стороне. Следовательно, белые должны играть 6, чтобы предотвратить построение симари в этом углу. Сюсаку в этой ситуации применил ход косуми (диагональный ход) 7. Кроме того, что он предотвращает ход белых в эту точку, он еще и готовит продолжения «А», «В» или «С». Обычно белые отвечают в районе «D» или не обращают внимания на ч.7 и исключают следующее симари ходом «Е».

Д.5. Однако, после введения коми в го популярность косуми Сюсаку упала, т.к. это несколько медленный ход. В современной редакции используют хасами 7. Если белые играют 8 и 10, то ч.11 – джосэки. После б.12 черные, вероятно, сыграют «А», за тем последует «В», ч.«С», б.«D» и ч.«Е». Но белые после этого сыграют в районе «F», чтобы погасить прочность черной позиции наверху справа. Следовательно, черные могут играть 13, чтобы взять камень 6 в клещи и начать борьбу в этом месте. В действительности черные могут начать розыгрыш комбинации «А» позднее. Естественно, белые могут предотвратить это, сыграв в «А». Но тогда камень 6 попадет под серьезную атаку.

Пункты, которые надо иметь ввиду

В го мы используем термин фусэки, который означает игру в начале партии. В основном первыми ходами игроки делят доску на сферы влияния. Само собой, что целью является получить контроль над большей половиной доски. Не беспокойтесь о вторжениях противника в вашу сферу влияния, как правило, вторжение дает вам шанс начать атаку вторгающегося и превратить намеченные области в реальную территорию. Обсудим это в деталях в нескольких ближайших статьях.

Д.6. Чтобы лучше понять концепцию атаки взгляните на эту форму. Отмеченные камни черных стоят через два пункта, а отмеченные камни белых через 3 друг от друга. Распространение черных устойчиво, и в него непросто вторгнуться, а камни белых подвержены опасной атаке.

 

12 июля 2006

 


Игра го. начало партии

Один из сильнейших профессионалов однажды упомянул, что он может просчитать партию на 50-60 ходов вперед в форсированной последовательности, т.е., если нет очень длинных вариантов, которые нужно рассматривать отдельно. В обычных позициях это число сильно падает. Ведущие профессионалы могут просчитать на 20-30 ходов вперед, если вариантов не очень много. Это достигается многолетней тренировкой. Если розыгрыш происходит не в одном месте доски, то ситуация осложняется. Особенно это сказывается в начальной стадии партии, когда трудно предсказать итог из-за малого количества камней на доске. В неистовых схватках большинство начинающих профессионалов считают так же хорошо, как и умудренные опытом. Но они не так хорошо, как это могут сильнейшие игроки ориентируются в фусэки, из-за того, что в начале партии требуется решать нечетко поставленные задачи.

Фусэки

В международных турнирах применяется стандартный контроль времени – три часа на партию каждому игроку. В Японии в матчах на основные титулы каждому игроку дается по восемь часов на партию, плюс минута на каждый ход после окончания основного времени. Чтобы сэкономить время в фусэки и расходовать его по большей части в середине партии профессионалы в своей игре используют стандартные фусэки, заранее решая, как будут играть. Я рекомендую и вам поступать так же.

Д.1. На прошлой неделе мы кратко взглянули на распространение черных через два пункта. Это распространение по третьей линии нельзя разрезать, даже если оно произошло в окружении белых камней, как в данной позиции. Например, белые могут попробовать прилипнуть 1 и разрезать 3, но ч.2-6 хорошо противодействуют этому. Черные соединятся, даже если белые сыграют 7. Ходом 8 черные упаковывают два белых камня и оставляют им только две степени свободы. Проверьте, что эти два камня не могут убежать. Распространение через два пункта – хорошая позиция в смысле тренировки со спарринг партнером или преподавателем.

Д.2. На другой позиции представлено распространение отмеченных белых камней через три пункта. Это совершенно иной случай. Если черные вторгаются 1, то белые простыми способами не могут соединить свои камни, например, 2-6. После ч.9 нижний отмеченный камень не может убежать. Это ужасно для белых, особенно потому что у них осталась точка разрезания «А».

Д.3. На б.2 последует ч.3-7, что парализует верхний отмеченный камень белых. После ч.9 камни белых в смертельной опасности.

Д.4. Можно рассмотреть комбинацию 4-8 в результате которой белые могут соединиться, в конце концов. Но в результате этого они выигрывают сражение, но проигрывают войну. После хода 9 черные имеют подавляющее влияние, а камни белых еще не на 100 процентов живы. Ужасно для белых.

Д.5. Однако, это не значит, что черные целиком управляют ситуацией. Иногда в ответ на ч.1 у белых есть хороший ответ 2. Теперь вероятна последовательность до 12. Хотя черные и получили некоторое количество очков, белые готовы к отражению атак в будущем.

Д.6. Эта партия была сыграна около 20 лет тому назад между двумя сильнейшими го профессионалами. Давайте обратим внимание на распространения, встретившиеся в этой партии. Имея базу 1 и 5, черные хорошо распространились через три пункта 7. С другой стороны прыжок 8 от камня 6 тоже хорошее распространение, не позволяющее черным вторгнуться. Но, ходом 9 черные создают давление на эти камни. Вместе с дополнительными ходами 12 и 14, б.10 и б.16 формируют еще одно распространение через два пункта. Если бы черные ответили на 10 ходом 14, то белые немедленно распространились бы 16. После легкой стычки внизу слева белые переключились на 28, предоставив черным вторгнуться 29, что одновременно является и подходом к левому верхнему углу. Теперь белые вынуждены сделать распространение через два пункта 30. Ход 31 заканчивает фусэки и игра переходит в стадию тюбан (середина партии). Последний ход черных очень широкое распространение, но они не опасаются вторжения в районе «А», т.к. камень б.2 слаб, а черные сильны в районе 23.

Задача 1. Чтобы избежать очень опасной атаки, белые вместо подхода к углу «А» или «В» сыграли 16. Черные ответили 17. Почему черные не играли «А» или «В» вместо 17 и не построили симари? Должны ли они теперь распространяться в «А» или «В»? Если должны, то куда конкретно и почему?

 

19 июля 2006

 



 

Разрушение барьеров. баланс территории и влияния в го. О мэйен защитил титул хонинбо. Окончание партии в го. Планирование в го партии. Чемпионат мира по го.

 

Главная ->  Статьи