Главная ->  Статьи 

 

Никкен тоби в го


На прошлой неделе мы сказали, что устойчивое развитие влечет за собой «комфортную эффективность» и означает отсутствие излишних средств или растраты ресурсов. В то же время недостаточное развитие может создать проблемы. Го это игра с нулевой суммой – каждая потеря противника означает ваше приобретение. Следовательно, принуждение противника развивать его камни не эффективно или слишком широко будет хорошей стратегией, т.к. его позиция может стать прочной, но не эффективной, либо дефектной и слабой.

Распространение

Эмпирическое правило: от одинокого камня по третьей линии следует развиваться прыжком через два пункта. При более крепкой позиции можно распространяться шире. Поэтому, если вы заставите противника распространиться не столь широко, то его позиция станет слабо развитой и узкой. Давайте посмотрим на некоторые примеры.

Д.1. Три черных камня на правой стороне формируют фусэки под названием санрэнсэй, три камня в точках хоси по одной стороне. Это хорошее фусэки для обучения игре в го, т.к. его базовые понятия просты. Основной идеей является построение большой структуры и приглашение противника к вторжению в нее. Далее следует бить в жизненно важные точки, удерживать инициативу, а в процессе строить свою территорию. В один прекрасный момент белые обычно приходят в точку 1. У хода ч.2 теперь две функции. Первая – предотвратить скольжение белых в угол. Вторая – заставить белых играть 3. После ч.4 белые должны как-то распространиться и обычно играют 5. От стенки нужно распространяться через три пункта, а именно в «А». Но отмеченный камень черных заставляет белых сделать «переконцентрированное» распространение 5. Следовательно, и форма белых переконцентрирована, и у белых пока нет соответствующей базы. В данном случае черные заставили белых сделать не эффективный ход.

Д.2. Это партия между обладателем титула Хонинбо Тё У (Белые) и Мэйдзином Йода Норимото. Белые распространяются 8, а черные 9. Затем белые играют 10, косвенно защищаясь от вторжения, укрепляя свой камень 2. Однако, черные искусно вторгаются 11 и 13, а затем быстро убегают 15 и 17, попутно создавая давление на камень белых 8 (см. R.1). Далее, белые играют 18-22, и внезапно эти камни обретают статус расширения от камней белых внизу справа, против чего выступает ход черных 23. Обмен 24 на 25 интересный в силу того, что белые распространились слишком широко 24, а черные ответили узким распространением 25, готовя плацдарм для вторжения в районе «А». Этот обмен слегка в пользу белых, т.к. они хотят сыграть 26 и 28 как можно скорее. Черные переключаются на широкое распространение 29. Возникает миаи (ситуация, когда черные могут в любой момент сделать один из двух ходов) атаки угла ч.«В», б.«С», ч.«D» с одной стороны, и расширения зоны влияния справа ходом 30. Ходом 30 белые предотвращают последнее, одновременно расширяя свою зону влияния и защищаясь от вторжения в районе «А».

R.1. Ч.1 – игра без воображения. Белые пойдут 2, а потом прыгнут 4. Камня черных попали под тяжелую атаку. Вместо 4 б.«А» – тоже хороший ход. Цель этого хода вызвать последовательность б.«В», ч.«С», б.«D», ч. «Е». Вторжение в угол исключается ходом белых «F».

Решение задач прошлой недели

S.1. Если черные вторгаются 1, то белые должны играть 2, чтобы не дать противнику построить базу. Черные ответят тем же 3, но теперь белые первыми выходят в центр 4-8. Это очень опасно для черных. Вместо 4 белые могут играть и в «А», за этим последует ч.7, б.«В», ч.«С», б.«D». В любом случае инициатива у белых.

R.2. После ч.1, ход белых 2 слишком пассивен. Черные распространяются 3, и белым придется защищать угол 4 и 6. Теперь черные могут перехватить инициативу в центре.

S.2. Б.1 – нормальный ход в данной позиции. Он создает миаи распространения в «А» или «В», или 3 и «С», в зависимости от игры противника. Если черные приближаются 2, то белые распространяются 3 или «В», и наоборот. Следовательно, что бы не случилось, белые построят базу.

R.3. Возможен и ход б.1. Однако, черные вероятно возьмут камень в клещи, например 2. Последовательность до 11 самая естественная, но черные получают сэнтэ (возможность ходить в другом месте доски), чтобы сыграть 12. Теперь камни черных сформировали одну большую сферу влияния. Это не обязательно плохо для белых, но упрощает ситуацию для черных.

Задача

В этой партии между двумя сильнейшими профессионалами белые только что распространились 26. А почему не простое распространение через два пункта? Где теперь должны играть черные?

Ван Зайст, четырехкратный Чемпион Европы и представитель Европы на Чемпионате Мира по го (версия Фудзицу).

9 августа 2006

 


Задачи в игре го

Дурак может задать вопрос на который не найдут ответа и 100 мудрецов. Хмм…, я не представляюсь таким образом, но так уж получилось. На прошлой неделе я опубликовал несколько задач, и некоторые из них оказались сложными. Но если хотя бы кто-то не знает ответа, то кто-то другой остаётся мудрецом. 2000 лет тому назад римский автор пантомим Publilius Syrus весьма элегантно заметил: «Не каждый вопрос достоин ответа».

Но если вы считаете, что ответ нужен для каждого вопроса, но есть старая английская пословица: «Дело – самый короткий ответ».

Перейдём к ответам на задачи.

На Д.1 ход ч.1 кажется странным и опасным, но после ч.5 белые не могут играть ни «А», ни «В» из-за дамэдзумари (недостатка степеней свободы).

На Д.2 ход ч.1 занимает жизненно важную точку. Если белые увеличивают своё глазное пространство 2, то следует ч.3. У белых нет ни одного осмысленного хода в этой области доски, так что они играют тэнуки (ход где-то в другом месте доски), а чёрные могут устроить обмен 5 на 6. В результате образуется позиция Д.3. Теперь чёрные должны сыграть 1, и продолжением может стать последовательность до 7 (белые играют тэнуки 2, 4 и 6). Теперь получилась позиция, приведённая на Д.4. Эта форму англоязычные игроки го называют «гроб», в русской го терминологии принято название «квадрат». Куда бы ни пошли белые, они погибнут, так им для построения глаз требуется сделать два хода подряд и в «А», и в «В». Поэтому после хода 3 на Д.2 группа белых погибла.

На Д.5 ход ч.1 заставляет белых отвечать 2, что даёт чёрным возможность убить группу ходом 3.

Если на Д.6 белые на ход ч.1 ответят 2, то последует ч.3. Белые хотели бы захватить этот камень ходом «А», но тогда чёрные захватят четыре камня (отмеченные, плюс камень в «А») повторным ходом в 3. Этот приём называется «защёлка». В конце концов, белые должны будут соединиться «В» оставляя группу с одним глазом.

Д.7. Ход ч.1 в жизненно важную точку. Белые не могут играть ни в «А», ни в «В», т.к. сами нанесут атари своим отмеченным камням.

На Д.8 правильным будет ход ч.1. Кажется, что ответом 2 белые сохраняют своё жизненное пространство разделённым на две части, но ход ч.3 ставит их в затруднительное положение. Заметим, что белые не могут играть 4 в 5, т.к. ставят себя в атари.

А что можно сказать о ходе б.2 на Д.9? Ходы чёрных 3 и 5 приводят белых к гибели.

На Д.10 ключевым будет ход ч.3. Если белые ответят на него 4, то комбинация 5-9 захватит три белых камня.

Будьте внимательны! После хода 1 нельзя играть ч.3 на Д.11, т.к. последовательность 4-10 создаст чёрным дамэдзумари (недостаток дамэ). Чёрные не могут соединиться «А», т.к. белые захватят «В».

Задача 1 демонстрирует ещё одну ситуацию дамэдзумари. Подсказка – чёрные могут пригрозить присоединением трёх своих камней, заставив белых закрыть некоторые свои степени свободы.

Задача 2. Где следует играть чёрным после хода белых 12 – «А», «В» или «С»?

На следующей неделе мы поговорим о европейском отборочном турнире Fujitsu, проходящем в этом году (1999) в Амстердаме.

 



 

Вариути в го. Анализ го партии между профессионалами. Научи играть в го. Задачи в го и их решение. Стратегия в го.

 

Главная ->  Статьи