Главная ->  Статьи 

 

Анализ партии сильных игроков го


Гибкость и постоянная готовность испробовать что-то новенькое свойственна молодежи, а ветераны, владеющие го титулами заходят в тупик, встретившись с творческим подходом и новыми идеями. После двух или трех лет на вершине уровень их игры падает до уровня обычного сильного го игрока. Почему так происходит? Требуются невероятные усилия по сосредоточению энергии, сила воли и способности для того, чтобы захватить вершину, но остаться на ней еще сложнее из-за физического и морального истощения. Однако, даже уступив титул, некоторые возвращаются, заново открывая себя, чаще при помощи нового стиля игры в го. Они находят в себе силы отвлечься от прошлых успехов, вернуть себе гибкость и способность подвергнуть сомнению идеи прошлого, свое привычное мышление.

Д.1. На прошлой неделе мы начали разбор партии между Сакаи Хидэюки (черные) и Коно Рин, двух игроков с заметно различными стилями игры в го. Белые пожертвовали свои отмеченные камни в правом углу ради позиции вверху в центре. Черные получили тяжелую группу из отмеченных камней. В текущей позиции черные только что сыграли «А», а белые ответили «В». Черные ответили правильно 1 (это и есть ответ на задачу 2 прошлой недели). Хороший ход б.2 гарантирует соединение после хода 4. Б.8 и 10 – еще одна изысканная комбинация, и после б.24 черные обнаруживают, что глаз у них нет. Приблизительно через 50 ходов черные сдались.

R.1. Если черные играют 1, то они грозят захватом белой группы. Но вместо того, чтобы строить глаза белые запирают черных 2-8. После ч.19 две группы противников не могут ходить ни в «А», ни в «В». Такая ситуация называется сэки – локальная ничья. После защиты 20 белые планируют получение огромной территории в центре. Это ужасно для черных.

Д.2. В матче на титул Хонинбо между Мэйдзином Йода Норимото (черные) и Хонинбо Тё У, черные пожертвовали камни слева и справа, для того, чтобы получить территорию. После хода 14, вместо соединения 20, черные забирают угол 15-19. После б.20 камни 9 и 13 смотрятся как полузатонувший корабль. Черные не возвращаются к борьбе, которую можно было начать ходом «А», жертвуют эти камни строя базу 21 и 23. Далее черные вторгаются 25. Этот ход смотрится самонадеянным, т.к. белые без труда нейтрализуют его (см. R.2). Черные согласны «отдать палец» (камень 25), а белые хотят отхватить руку по локоть. Иными словами черные пытаются пожертвовать камень, в то время как белые не идут на уступки. Заметим, что черные построили прекрасную территорию в углу.

R.2. Обычно играется джосэки 1-5. Однако, в этом случае черные смогут сделать хорошее распространение 7. Этот ход одновременно гарантирует убегание «А». Пока черные укрепляли свою позицию белые остались с дефектами.

Решение задач прошлой недели

S.1. Если черные не играют 1 (ход сделанный в партии), то белые могут играть 1 и 3. что бы ни делали черные, белые построят какое-нибудь ко. Последовательность 7-9 пример построения ко в этом углу.

S.2. Решение приведено на Д.1 и R.1.

S.3A. Белые поставили отмеченный камень как жертву для достижения результата 1-7, и последующего прыжка 8, что закладывает бомбу замедленного действия «А» в угол черных.

S.3B. В ответ на ход отмеченным камнем, ч.1 будет пассивной игрой. Теперь белые могут играть «А», разрезать «В» или сначала играть «Е», а потом абсолютное сэнтэ «С». Есть еще вариант – прилипание «D», которое создает хорошую форму.

S.3C. Хорошая комбинация ч.1 и 3. Заметим, что ход 4 вызывает ответ 5, что дает белым еще один форсирующий ход 6 перед прыжком в центр 8. Белые успешно пожертвовали один камень, ради получения темпа в центре.

Задачи

Задача 1. Где жизненно важная для белых точка в этой ситуации? Где им следует играть, чтобы атаковать черную группу?

Задача 2. После решения задачи 1 посмотрите на Д.2 и попытайтесь найти жизненно важную точку для атаки позиции белых внизу справа.

 

18 октября 2006

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Правило коми в го

Несколько лет тому назад коми изменили с 5.5 до 6.5 очков, во многом благодаря мнению одного человека – Ли Чангхо, сильнейшего в то время игрока в мире и эксперта по оценке позиции и по йосэ. Похоже на то, что статистические исследования, проводимые после внесения изменения, подтверждают правильность выбора. После изменения процент выигранных черными партий уменьшился с 52.5 до приблизительно 50.5. Итог матча на титул Хонинбо 2004 года, партию из которого мы начали смотреть на прошлой неделе, попал под действие нового правила коми и повлиял на статистику, т.к. это были одни из первых партий с новым коми. В партии друг другу противостояли Мэйдзин Йода Норимото (черные) и Хонинбо Тё У.

Д.1 (33-47). Белые только что поставили отмеченный камень справа. Черные распространились по верхней стороне 33, и белые защитили угол наверху слева, одновременно надавив на камень черных. В свою очередь черные укрепили свои камни 37. Обратим внимание на ход 38. Был бы вариант с блокировкой «А» лучше? Нет, конечно. Т.к. белые не могут устранить обе угрозы одним ходом и они в любом случае не получают в этом месте много территории, они покинули эту область и занялись построением влияния 38 и захватом инициативы для операции в другом месте. На ход 40 тоже стоит обратить внимание. Белые последовательностью 40-46 расширили свою зону влияния, одновременно лишив черных возможности развития наверху. Но черным удалось ударить 47 – жизненно важная точка для формы белых в этом месте. Этот ход и есть решение задачи 2 прошлой недели. В чем достоинства этого хода? Во-первых, если белые захотят сыграть прочно, то «D» будет правильным ходом, но тогда черные форсируют «Е»-«L», сильно уменьшая территорию белых. Можете вы найти ответ белых на ход 47?

R.1. Причина, по которой ч.1 является ходом в жизненно важную точку, состоит в том, что при самом естественном ответе белых 2, у черных появляется прекрасный ход 3. Белые вынуждены ответить 4, что позволяет черным соединиться снизу 5 и 7, и разрушить территорию белых справа. Заметим, что черные не могут двигаться дальше в «С», т.к. последовательность б.«D», ч.«Е», б.«F» создает миаи «G» и «Н». Если черные играют в один из этих пунктов, то белые в другой. Как мы теперь видим, б.2 становится медленным ходом. Лучше бы его сделать в «А» или «В». Можете ли вы предположить, каков был ответ белых на ч.47 на Д.1?

Д.2 (56, 59, 62, 65, 68, 71, 81, 84, 87 и 90 – ко). Если вы изучите диаграмму R.1 , то сможете понять, почему белые сыграли 48. Однако, это сразу же ведет к ко борьбе. Почти все ходы на Д.2 это пробивание ко, ко угрозы или ответы на них. В конце черные увеличили стоимость ко ходом 91 и белые завершили его 92.Ходом 100 белые построили хороший центр, но черные слегка впереди. В конце концов, белые выиграли половину очка, чему послужило коми 6.5.

Д.3. Ходами 2, 4 и 6 белые инициировали джосэки «большое надарэ», у которого очень много вариантов. После 12 есть два варианта – черные могут выбирать между «А» и «В».

Д.4. Ходы до 11 – джосэки. Обычно перед ходом 8 белые устраивают обмен 11, на «А». Потом черные возвращаются и играют «В».

Д.5. Ходы 10-15 демонстрируют указанный выше вариант. Отличие в обмене 1-2. Это безусловная потеря белыми двух очков. Достаточно этой причины, чтобы джосэки после хода ч.1 изменилось.

Решение задач прошлой недели

S.1. Что бы ни произошло, белые в первую очередь должны занять жизненно важную точку 1. Черные обязаны ответить 2, чтобы защитить два разрезающих камня. Далее, белые могут выбирать между началом защиты справа «А» или «В», или внизу «С» или «D».

S.2. Решение объяснялось на Д.1 и R.1. Вы видите сходство форм на S.1 и ч.1, 3 на R.1?

 

25 октября 2006

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Основы игры го. Научи играть в го. ко борьба. Хороший и плохой стиль в го. Научись играть в го. Задачи на жизнь и смерть в го.

 

Главная ->  Статьи