Главная ->  Статьи 

 

Анализ партии в го


Серьезные решения часто принимаются на основе интуиции, с объективным риском съехать на обочину. Для того, чтобы выбрать лучший из двух вариантов, некоторые книги рекомендуют систему, в которой «за» и «против» приводятся в виде чисел, определяющих вес параметра, и вариант набравший наибольшее количество очков побеждает. Есть иной подход – перечисление всех «за» и «против» вне зависимости от веса аргументов и выбор того варианта, у которого список получится длиннее. В го, система называемая тэвари, позволяет игрокам анализировать основные структуры изменением последовательности ходов и удалением лишних камней.

27 декабря прошлого года мы начали анализ партии между О Мэйеном и Кобаяси Сатору на кубке NEC, турнире в котором на размышления над ходом дается только 30 секунд, хотя игрокам можно потратить по минуте на 10 из всех ходов партии. Времени мало, но темп делает игру волнующей и первый приз в 15 миллионов иен хороший стимул.

Д.1 (ходы 1-34 соответствуют ходам 75-108 в партии). Ходом 1 черные убивают белый отмеченный камень и готовят вторжение с интересной техникой 11-19. После этой комбинации, черные могут иметь ввиду начало ко борьбы ходом «А», так что территория белых наверху не так широка, как это кажется после хода 22. Ход 5 имеет нацелен на построение жизни на левой стороне при помощи комбинации 23-29 за счет использования адзи отмеченного камня. Если эта группа выживает без проблем, то черные слегка лидируют (см. R.1). Однако, белые наносят удары 30, 32 и 34, полностью запутывающие исход партии. Именно это и было замыслом белых когда они делали ходы 20 и 22. Возвращаясь назад, после хода 10 черные должны были играть в районе пункта «А».

R.1. После хода 1, если белые блокируют 2, то последовательность до хода 10 почти форсирована, и позволяет черным комфортно выжить к ходу 13. После хода 14, белые могут играть в другом месте.

Д.2 (35-59 соответствуют ходам 109-133 в партии). От переводчика. К сожалению, в оригинале текст и диаграмма не соответствуют друг другу. Запись этой партии мне тоже не удалось найти. Я решил не публиковать ни того, ни другого.

Тэвари



Д.3. Большинству игроков сильнее 5 кю знакомо это джосэки. Но вместо услужливого хода 5 черные могут играть в другом месте доски.

Д.4. Например, черные могут сделать ход неподалеку 5. А что будет, если белые сыграют 6 с целью занять угол?

Д5. Если у белых есть камень в пункте 3-3, то большинство 5-х кю узнают это джосэки. Вам не кажется, что позиция белых низкая? В действительности, результат равный.

Д.6. Что вы скажете об обмене 1 на 2? Смотрится пассивно за белых, и черные довольны таким обменом. Теперь сравните эту позицию с Д.4, и вы увидите, что результат тот же самый, но с иной последовательностью ходов.

Д.7. Белые ответили не ходом «С» и тогда ход ч.1 становится хорошим. За ним могут последовать ходы ч.«А», б.«В», ч.«С» и б.«D», ставящие белых в низкую позицию. Что вы теперь думаете о Д.4?

Решение задач

Две недели тому назад мы спрашивали, что лучше, позиция на S.1A или S.1B?

Посчитаем количество камней на S.1A. 11 камней у черных (вместе с захваченным в точке «А») против 10 у белых. На S.1B белым действительно нужно сыграть в «В», так что и у белых и у черных по 12 камней. Следовательно, S.1A лучше, т.к. белые сэкономили один ход, что на данной стадии партии оценивается более чем в 10 очков.

Более серьезная проблема в том, что в позиции на S.1B лестница должна быть в пользу белых. Но т.к. очередь хода за черными, они могут поставить прерыватель лестницы в удобном для себя месте и неудобном для белых – не благоприятная ситуация для белых.

S.2. Если белые сделают ход в районе 1 или «А», то обмен отмеченными камнями станет плохим для черных, т.к. их камень погибнет, а белые расширят свою территорию.


Новая задача

Задача 1. В этой последовательности ходов что-то не так, хотя она и выглядит естественно. Найдите недостаток, используя тэвари. Сборник джосэки и поиск в Интернете могут вам помочь.


11 января 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Верить - значит побеждать

Что необходимо игроку для победы? Не только в го, но в любой игре? Конечно же, опыт, знания, техника необходимы, также как и воля к победе. Однако в соперничестве на самом высшем уровне, эти качества обычно развиты в равной мере у всех участников. В шахматах есть Каспаров, в го – Тё Тикун в Японии и Ли Чангхо в Южной Корее, которые в течение долгого времени уверенно доминировали над всеми своими соперниками. Я убежден, что отличительной чертой этих великих игроков является их способность оставаться объективными под сильным давлением, перед лицом возможного проигрыша. Тяга к победе или ее недостаток, бойцовские качества игроков, их способность рассматривать одну и ту же ситуацию с разных точек зрения – все это имеет первостепенное значение. Другими словами – это способность осознанно принимать решения, которые обычно принимаются автоматически, без раздумий. Например, трудно представить себе спортсмена-легкоатлета, которому не приходится повторять базовые упражнения по бегу, прыжкам или броскам, для того чтобы сохранить свое место среди лучших спортсменов мира. Именно по этой причине хорошие тренеры постоянно уделяют внимание базовым упражнениям.

В отличие от игроков в шахматы и других спортсменов, у игроков в го (также как и у большинства обычных людей: бизнесменов, учителей и студентов), нет тренеров, которые ведут их к новым успехам. Что же остается делать в таких условиях? Подготовку к этому турниру я начал с решения цумэ-го и задач, требующих анализа и счета, начав с простых, и медленно повышая сложность. Этим я занимался по утрам до завтрака около шести недель. Кроме этого я разобрал около 30-40 партий, сыгранных профессионалами. Утром перед матчем я также использовал приемы визуализации, самые простейшие. Например, я представлял, как друзья поздравляют меня с победой в матче. Создание правильного душевного настроя, также было важной частью утренних упражнений. Во время самой игры у меня часто возникало чувство опустошенности, но я постоянно напоминал себе, что в случае проигрыша я устал бы так же, а возможно даже сильнее. Следовательно, убеждал я себя, победа является самым простым выходом.

Подобные аргументы не обязательно должны быть логично обоснованы, ваше подсознание поверит во что угодно, если вы будете повторять себе это снова и снова. Это, пожалуй, является самым важным элементом психологии победителя.

Для начала рассмотрим задачи прошлой недели.

На Диаграмме 1 изображено решении Задачи 1 прошлой недели. Ход белых 2 выглядит логично, но черные сожмут белые камни ходами до 7, затем снова сожмут ходами с 9 по 14. После хода белых 14, черные могут сыграть на месте отмеченного камня, или сыграть в «A» или «B», если у них боевое настроение; также есть ход «C» – хороший способ ослабить напряжение, защищаясь от разрезания в «D» и подготавливая атаку на группу белых в центре. Заметьте, что черные всегда могут произвести обмен «E», «F», таким образом, их позиция здесь достаточно сильна.

Диаграмма 2 является ответом на Задачу 2. Если белые 2, черные ответят ходами с 3 по 7, начиная ко. В последовательности до черные 23 на Диаграмме 3, у белых кончаются ко-угрозы и они проигрывают сэмеай.

Вторая часть моей партии против Каталина Тарану, 4 дан, игравшего белыми.

Как было показано на Диаграммах 2 и 3, у белых нет другого выхода, кроме как сыграть 86 на Диаграмме 4, позволяя черным выжить с ходом 87. Стычка в левом нижнем углу закончилась со значительным перевесом в пользу черных. Белым нужно было что-то предпринять и ход 88 является хорошим началом. Черные могли сыграть 89 в 90, на что мне многие указали после игры, но я считаю, что 89 лучше. Однако ходы 93 и 95 были почти фатальной ошибкой, так как позволили белым пойти 96. Чтобы исправить ситуацию, черным пришлось сыграть 97, 99, но белые едва не убили нижнюю левую группу черных ходами 98 и 100. Вместо 93, черные должны были сходить, как показано в Варианте 1. Вариантов дальнейшего развития много, но последовательность до 19 кажется наиболее вероятной. Черные также могут совершить обмен «A» или «B» на белые «C», чтобы затем приблизиться «D». Это сохраняет позицию черных плотной, в то время как у белых остается множество проблем. Заметьте, что после белые «C», на ход белых в «E» нужно отвечать в «F».

Заметим, что после черные 1 на диаграмме 5, белым непросто убить черных. Как показано в Варианте 2, если белые атакуют 1 и 3, у черных есть тэсудзи 4, 6, угрожающее соединением снизу, и в то же время отнимающее у белой группы степени свободы. Вместо 12, черные могут начать ко в 13, но даже изображенная последовательность до 18 должна удовлетворить черных.

Диаграмма 5. Ходом 3, черные захватывают отмеченные белые камни. Белые 4 – это стандартное вторжение, которое стало возможным из-за плотности белых слева. Потратив основное время и имея всего 30 секунд на ход, черные совершили еще одну ошибку – 5. Возможный ответ показан в Варианте 3. Сначала черные форсируют ходами 2 и 4, после чего спокойно запирают камень 1. В последовательности до 23 белые выживают, но ценой этому служит значительное усиление позиции черных снаружи. Последующими ходами до 28 черные угрожают захватом большой территории в центре и имеют явное преимущество. Хотя ход черных 5 на Диаграмме 5 и выглядит разумно, он никак не влияет на белые камни слева и поэтому теряет смысл. После хода белых 6, все чего достигают черные – это разделение своих сил на три слабые группы. К концу этой диаграммы белые имеют инициативу и угрожают убить отмеченные на Диаграмме 6 камни черных.

Но когда белые пошли 34 на последней диаграмме, они не рассчитали своих сил. Обмен 35/36 атакует белую группу слева, превращая её глаз в ко. Поэтому белым нужно играть осторожно. Черные 37 – хорошее тэсудзи (оптимальный ход в локальной позиции), а белые, также играя на бойоми, грубо ошиблись, сыграв 40, 42 и 44. Черные 47 нужно было играть в 50, и белые 48 тоже нужно было играть в 50, но когда белые в конце концов сыграли 50, они были просто шокирован тем, что черные ходом 51 захватили отмеченные белые камни.

Победа в этой и последующей партиях позволила мне заслужить право представлять Европу, единственному любителю, который будет соперничать с профессионалами в Мировом Чемпионате Фудзицу.

 



 

Хороший и плохой стиль в го. Научись играть в го. Задачи на жизнь и смерть в го. Анализ партии сильных игроков го. Матч на титул мэйдзин.

 

Главная ->  Статьи