Главная ->  Статьи 

 

Анализ партии в го. фурикавари


Познакомившись с го, игрок в первую очередь изучает способы захвата камней, получения территории и осознает концепцию жизни и смерти групп. Следующий шаг – разрезание и соединение, как разрезать, что делать, когда разрезали и как избежать разрезания. Может показаться, что выбор очевиден, но если мы посмотрим на партии некоторых го игроков, то увидим, что свойства их личности делают выбор за них. Агрессивны игроки или пассивны? Надеются они на случай или они осторожны? Профессионалы владеют способностью полностью сфокусировать свое внимание на том, что они делают, регулировать свою агрессию и боевой дух в зависимости от ситуации. Тем не менее, иногда боксерские перчатки уже надеты и искры летят во все стороны. Давайте посмотрим на игру, в которой на доске одна за другой возникали жуткие баталии.

Д.1. Это вторая партия матча за 31й титул Кисэй между обладателем титула Ямаситой Кэйго и претендентом Кобаяси Сатору (черные). После того как черные устроили обмен 9 на 10 они переключились на левую сторону, чтобы создать мини-китайское фусэки. Камни 3 и 13 создают эту форму. Теперь белые строят позицию на нижней стороне (см. R.1). Т.к. камень 9 болтается без присмотра, белые атакуют его 14 и 16, что приводит к баталии, которая распространяется на всю доску. Ходом 19 черные занимают жизненно важную точку. Представьте себе позицию, в которой вместо камня черных 19 в точке «А» стоит белый камень. Прыжок черных в центр 19 одновременно и угроза вторжения «В» (см. R.2). Перед защитой белые делают проверочный ход 20 (см. R.3). Теперь черные не могут разыграть последовательность показанную на R.4. Ходом 21 черные целятся в слабости белых. Белые защищаются косвенно 22, одновременно атакуя камень черных 17. Игроки игнорируют угрозы, и это ведет к фурикавари – черные играют 23 и 25, а белые 24 и 26 обмениваясь территориями. Между прочим, использование метода тэвари дает аналогичную позицию R.5.

R.1. В этот момент у белых изобилие вариантов. Ходами 1-5 они строят базу, одновременно создавая давление на отмеченный камень. Такой путь ведет к продолжительной партии.

R.2. Отмеченный камень готовит вторжение 1. Самый острый ответ белых – 2 и 4. Но присутствие отмеченного камня позволяет черным разрезать 5. Иными словами, белые должны идти на компромисс.

R.3. Т.к. у белых есть отмеченный камень, им следует играть 4, и готовить разрезание 8 и 10.

R.4. После хода отмеченным камнем черным не следует играть 1 и 3, с целью защиты от разрезания «А» и «В». Такая последовательность устраняет возможность вторжения «С» и укрепляет угол белых. Как раз то, что хотели белые.

R.5. Это стандартное джосэки, которое мы обсуждали несколько недель тому назад. Обычно, отмеченный камень черных и остальные камни не присутствуют на доске. Как его наличие повлияет на ответ черных?

Решение задач прошлой недели

S.1. В ответ на ход б.1 черные должны пожертвовать два отмеченных камня ходами 2 и 4, что ведет к ходу б.5. Результат такого фурикавари в пользу черных, т.к. все отмеченные камни белых погибли.

R.6. Черные не должны сопротивляться 2, потому что после ходов б.3 и 5 черные теряют одну из отмеченных групп. Если они сохраняют одну ходом 6, то теряют другую после ответа белых 7.

S.2A. Ход белых 1 правильный. Черные могут нанести двойное атари 2, но белые ответят тем же 3. Если черные захватят 4 или «А», то белые захватят два отмеченных камня ходом 5, оживляя группу в углу.

S.2B. Черные могут так же играть 2 или «А», но в любом случае ответ белых 3 направляет черных по тому же пути – и в этом случае пара камней будет захвачена.

Новая задача.

Посмотрите на Д.1 и попытайтесь найти ответ черных на ход б.28.


14 февраля 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Параллелизм в го

При нынешнем уровне развития компьютерной техники, робототехники и программного обеспечения легко поверить в то, что компьютеры могут сделать почти всё. Но, даже самые мирские задачи, такие как одеть себя, позавтракать или даже просто пройтись ставят роботов в тупик. По словам главы Microsoft Corp Била Гейтса, распознавание образов, навигация и самообучение машин – трудоемкие задачи для роботов и хотя заметен огромный прогресс в этой области, основные проблемы остаются нерешенными. А именно, координация и обработка данных от множества сенсоров и других устройств ввода информации, которые поставляют информацию о перемещениях в изменчивой и интерактивной окружающей среде. Одновременная обработка этих данных и выдача подходящих команд позволяющих роботу соответствующим образом перемещаться называется параллелизм. Гейтс надеется зажечь искру в робототехнике, которую в компьютерной индустрии зажег язык программирования Basic. Тем временем у нас в го есть своя проблема параллелизма, когда мы применяем нечеткую логику, для того чтобы противопоставить наши знания интерактивной ситуации, которая всегда уникальна.

Д.1. Продолжим разбор партии (который мы начали на прошлой неделе) между обладателем титула Ямаситой Кэйго и претендентом Сатору Кобаяси (черные) в 31 матче на титул Кисэй.

После того как белые разрезали отмеченным камнем, у черных есть несколько вариантов ответа (см. R.1 и R.2). Но они не хотят без пользы терять свой отмеченный камень, хотят заставить его работать, взаимодействовать с другими камнями, чтобы атаковать белых. По этой причине черные выбрали последовательность до 13. Вскоре после этого черные разрезают 23, с целью получения превосходства в центре. Белые игнорируют это и вторгаются 24 и 26, заставляя черных защитить левую сторону ходами 27-31. Теперь белые готовы начать борьбу в центре ходом 32.

R.1 (черные 15 в 3). В ответ на ход отмеченным камнем черные обычно отвечают 1. Ходы до 15 – джосэки. Ход 15 сделан на месте захваченного камня 3. Но в данном случае этот результат не хорош для черных, т.к. белые могут отрезать отмеченный камень ходами «А» или «В». Белые также могут играть «С» и «D» в сэнтэ (черные обязаны ответить на эти ходы) и подготовить сильное вторжение «Е» с целью отрезать отмеченный камень черных.

R.2. Ходы 7 и 9 начинают относительного новое джосэки, которое становится сложным после разрезания белых 12. Этот ход ведет к упорной борьбе. Подчеркнем, что отмеченный камень черных стоит не в самом лучшем месте, а значит, что это почти потерянный ход.

Д.2. Давайте кратко оценим позицию. Черные угрожают сыграть «А», за этим могут последовать ходы б.«В», ч.«С», б.«D», ч.«Е» и б.«F», что приводит к ко борьбе ставящей в опасность все белые камни. Белым нужна уверенность в том, что два их камня в центре смогут убежать. Это сложная задача отдельная задача. С другой стороны, отмеченные камни черных слева тоже в опасности, так как белые могут сыграть «G», за этим последует ч.«Н», б.«I», ч.«J», б.«К», ч.«L», б.«М», ч.«N» и б.«О», что приводит к локальной смерти черных. Они могут убежать, проблема в том, что смогут ли они это сделать всеми камнями?

R.3. Черные так же могут разрезать 1, 3 и 5. Но у белых есть блестящее тэсудзи 6 и 8 оставляющее черных только с четырьмя степенями свободы после хода 12. У отмеченных белых камней тоже только четыре дамэ и ход черных, но им нужно сделать еще один приближающий ход в этой ситуации. Так что черные проиграют этот сэмэай.

Решение задачи прошлой недели

S.1. На Д.1 приведен правильный ответ на задачу о том, что делать после взаимного разрезания белых отмеченным камнем. На R.1 и R.2 приведены дополнительные пояснения.

Новые задачи

Задача 1. Попробуйте объединить всё сказанное выше о разных отмеченных камнях и группах. Расставьте приоритеты, проанализируйте варианты и выберите – что должны делать черные.

Задача 2. Решая задачи на жизнь и смерть в го следует размышлять о расширении или уменьшении глазного пространства, жизненно важных точках, тэсудзи, дамэ и т.д. Определите, что важно в этой задаче и найдите правильные ходы черных захватывающие группу белых.

Задача 3. Как черным использовать критерии, упомянутые в задаче 2, чтобы захватить группу белых?

 

21 февраля 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Научись играть в го. Задачи на жизнь и смерть в го. Анализ партии сильных игроков го. Матч на титул мэйдзин. Анализ го партии. задачи.

 

Главная ->  Статьи