Главная ->  Статьи 

 

Титул кисэй. анализ го партии


Каждый раз, сортируя информацию, вы неизбежно сталкиваетесь с проблемой, что разместить вначале, что следом, что на третьем месте и так далее. Естественно, в голову приходят классификации по хронологии, по типу, в алфавитном порядке и по другим классам, но когда информация все время меняется, ее важность часто определяет наивысший приоритет. Но что важно? Отделение сигнала от шума – задача, с которой мы встречаемся ежедневно. Игры, схожие с го, с их множеством возможностей представляют так много информации, что очень трудно понять, какая из них важная. Обычно присутствует масса витающих в воздухе решений, которые нужно разобрать по приоритетам и безотлагательности. Если вы уже играете в го на уровне дана, то вы можете поднять свой уровень чаще размышляя о приоритетах и срочности.

Д.1. (1-31 соответствую ходам 61-91). Продолжим разговор о партии, который мы начали две недели тому назад. Матч за самый престижный титул японского го – Кисэй, обладатель титула Ямасита Кэйго, претендент Сатору Кобаяси (черные).

В этот момент две отмеченные группы черных в опасности, и черные грозят отрезать отмеченную группу белых ходом «А» и еще одну группу ходом в районе 2. В то же время, черные должны атаковать два отмеченных камня белых в центре. Почему должны? Вы знаете изречение: «Лучшая защита, это нападение», а почему оно верно? Го профессионалы, например, не любят убегать, потому что это быстрый путь к поражению. Они всегда пытаются так или иначе найти слабости в позиции оппонента и использовать их, т.к. группы сильны или слабы только по отношению к окружающим их группам.

В любом случае ход ч.1 усиливает камни черных в центре и грозит разрезанием, вызывая ответ белых 2, и оправдывает ход ч.3, который усиливает позицию черных слева. Но это дает белым шанс дать сдачи 4. Ходы 5 и 7 – сильная комбинация, нацеленная на разрезание «А». См. R.1. Следующий важный ход белых 10, т.к. он занимает жизненно важную точку, которая может принести глаза и белым, и черным. Здесь у черных нет выбора – только бежать 11. Теперь большая группа черных на левой стороне стабильна, следующим приоритетом для белых становится группа отмеченных камней внизу и белые играют 12, чтобы присоединить ее. Перехватив инициативу, черные отрезают белых ходами 13 и 15 в сэнтэ. Черные выбегают 17 и 19, ослабляя позицию белых, и заставляют их соединиться 20. Далее черные усиливают свои камни ходами 21-25, одновременно создавая давление на камни белых в центре. Естественно, белые бегут 26. Но ход черных 25 плохой. Им следовало самим играть 26.

См. R.2. Однако, после робкого хода черных 25 борьба не утихает. У черных и у белых есть слабые группы, и все они борются за свое спасение.

R.1. Если после хода ч.3 белые попытаются блокировать 4, то черные смогут соединиться 5 и 7, отрезая белые камни. Такой вариант белыми даже не рассматривается, т.к. он совершенно непригоден. Между прочим, перед защитой 3 черным следует устроить обмен 1 на 2, как и было в партии. Если они сначала защитятся 3, то потом на давление 1 не последует ответа 2. В этом случае белые продлятся «А».

R.2. Черные могут поймать белых ходом 1. Если белые попытаются бороться за выход на свободу ходами до 12, то черные защитят свои пограничные камни от захвата ходами 13, 15 и 17. Ход б.20 кажется опасным, но черные убегают после хода 21. На попытку белых захватить «А» черные ответят последовательностью «В»-«F». Черные убегут, а белые камни в центре погибнут.

Д.2 (32-63 соответствуют ходам 92-123 в партии). После хода 32 черные разрезали 33-41. В комбинации 38 и 40, так же как и в 37, 39, и разрезании 43 содержится квинтэссенция ходов профессиональных игроков в го. Движение борьбы поддерживается множеством дрейфующих безглазых групп. Хотя это и действует на нервы, оба игрока любят такое го, и такой стиль привлекает зрителей.

Решение задачи прошлой недели

S.1. Все ходы 1-20 на Д.1 выражают важность отмеченных групп вовлеченных в игру и сделаны в порядке важности.

S.2. Обычно, первое, что следует рассматривать при попытке атаковать – ограничение глазного пространства. Ход ч.1 направлен на это. Ходом 2 белые занимают жизненно важную точку, но ходы ч.3 и 5 лишают белых второго глаза. Теперь камень 3 соединится ходом в «А» или «В».

S.3. Ход ч.1 ограничивает глазное пространство, а 3 занимает жизненно важную для построения двух глаз точку. Ходы 4 и 6 – самые сильные за белых, но ход 7 ловкий, т.к. создает белым дамэдзумари (недостаток степеней свободы), и они не могут играть в «А».

R.3. Ходы 1 и 3 выглядят как хорошая комбинация, но заклинание не работает, т.к. ходы 4 и 6 – сэнтэ. Если черные упорствуют и занимают критическую точку 7, то ход 8 отрезает три камня черных. Наоборот, если черные играют 7 в 8 или в «А», чтобы защитить свои камни, то белые строят два глаза 7.

Еще задача на жизнь и смерть в го

Задача 1. Белые начинают и должны попытаться захватить группу черных.

 

28 февраля 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Анализ партии в го

Многие полагают, что мышление это естественный процесс, который можно использовать в разных ситуациях. Однако, мышление и способность к умозаключениям не врожденное умение, их можно развить. В школе обычно применяется простое заучивание, а большинство предметов, включая математику, чтение и языки стимулирует мыслительные способности. Составляющие элементы, такие как память, распознавание, принятие решений и критическое мышление являются сложными процессами, которые включают в себя множество умений, таких как сбор информации, оценка данных и умение делать логические выводы и создавать гипотезы.

Способность к умозаключениям это особое умение, т.к. включает в себя анализ и процесс принятия решений для применения в реальной жизни. Все эти умения используются и развиваются при игре в го, делая ее прекрасным инструментом для получения таких умений. Обнаружено, что игроки в го лучше разбираются как в академических областях, так и в бизнесе. Го, как предмет, изучают в некоторых университетах.

Д.1 (1-29 соответствую ходам 123-151 в партии). Подведем итог разбору партии начатому две недели тому назад. За самый престижный японский го титул Кисэй боролись Ямасита Кэйго и претендент Кобаяси Сатору (черные).

Ход черных 1 был последним показанным на прошлой неделе. Белые в сэнтэ защитили точку «А», а черные ходом 3 точку «В». После 4-14 группа белых выглядит живой. Но черные сыграли причудливо 15. Они хотели сыграть 19, но перепутали последовательность ходов. Следовало играть так, как показано на R.1. Ходы 15 и 17 нужно было использовать как ко угрозы, но т.к. эти ходы уже сделаны, белые в состоянии сопротивляться 20 и играть ко борьбу с меньшим дискомфортом. У черных есть ко угроза 29, она не столь хороша как 15, но черные сделали все, что смогли.

R.1. Прекрасный ход черных 1. Ответ 2 – лучший, т.к. он защищает от угрозы «А», а так же не дает черным сыграть 15 в сэнтэ. Если вместо этого белые сыграют «А», то черные заставят белых ответить 2 на свой ход 15 в сэнтэ, что даже лучше показанной последовательности. С другой стороны, если белые сыграют 15 (как произошло в партии), то черные смогут играть ко, используя 3 и 5 как хорошие ко угрозы. У белых в этом случае не остается шансов. После обмена 1 на 2, черные усиливают свою позицию против возможных контратак белых в «В», ч.«С», б.«D», ч.«Е» и б.5. Теперь черные готовы ударить 7. Ходы до 21 показывают один из примеров того, как разваливается позиция белых. Белые не могут соединиться «F», из-за хода черных «А».

Д.2 (30-56 соответствуют ходам 152-178). Ко угроз у черных нет, и они играют 31, хотя захват «А» был бы лучше, т.к. теперь белые могут играть 34 и черные должны отвечать 35. После 30 и 32 белые выжили. Далее они ударили 36 и получили некоторую прибыль в последовательности до 46. Черные захватили правый нижний угол, но заметим, что белые окружили шесть черных камней в центре ходами 34 и 48. после хода 56 разница около 10 очков без шансов на компенсацию. Черные сдались.

Д.3. Партия на кубок NHK между Тё Тикуном, обладателем титула Дзюдан, и нынешним обладателем кубка NHK Ханэ Наоки. Партии транслируются каждое воскресенье по каналу NHK. Играя в своем неподражаемом стиле, Тё Тикун (черные) обычно берет территорию в ранней стадии партии в обмен на построение противником прочностей и мойо. Затем он вторгается в мойо, и результат партии определяется тем – выживет вторгающаяся группа или нет. Эта партия прекрасный пример такой стратегии. Наверху, и слева, и справа разыграны джосэки. Как и предполагалось, Тё выбрал те варианты, которые приносят прочную территорию в углах. После хода 29 белые могли отклониться от проторенного пути. Комментируя партию, Такао Синдзи заметил, что он играл аналогичную партию с Тё до 29 хода. В этот момент он выбрал ход «А», но был огорошен ответом черных «В». В последующем анализе Такао Синдзи сказал, что ход 30, видимо, лучше. После б.36 вопрос стоит в том, как и где должны вторгаться черные. Для начала можно играть нодзоки 37. Вы бы соединились «D»? Если нет, то как вы справитесь с возникшей ситуацией?

Решение задачи прошлой недели

S.1. Ходы б.1 и 3 правильные. После захвата отмеченного белого камня ходом 4 возникает ко. У белых есть хорошая местная ко угроза «А». Черные должны ответить «В», и белые пробивают ко.

R.2. Если белые ходом 3 захватывают отмеченный камень черных, то черные играют 4 и 6. Белые должны соединиться 7 (не показано на диаграмме) в том месте, где стоял ранее захваченный отмеченный камень. Черные строят два глаза 8. Это плохо для белых.

Новая задача на тему жизнь и смерть в го

Что должны сделать белые для того, чтобы захватить камни черных? Обратите внимание на отмеченный камень белых. Он влияет на решение.

 

7 марта 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Никкен тоби в го. Стиль в игре го. Европейские го турниры. Стратегия и ко борьба в го. Анализ партии в го.

 

Главная ->  Статьи