Главная ->  Статьи 

 

Правила игры в го


В начале каждого финансового года, 1 апреля, традиционно мы объясняем правила го. Для такой сложной игры как го, правила обманчиво просты. Много сайтов в Интернете предлагают обилие информации для начинающих, и на этом сайте ее достаточно, поэтому в этот раз мы только пробежимся по правилам игры, перед тем как перейти к более привлекательным аспектам го.

Основная цель го – получить больше территории, чем противник, но трепет вызывают происходящие во время игры в го погони, пугающие угрозы захвата групп, или наоборот, выживание своими группами, когда они оказались в затруднительном положении. Помните, что группам нужны два глаза для спокойствия.

Если вы хотите кого-то научить играть в го, лучше не начинать со своих родных и близких друзей. Начните учить тех, у кого нет эмоциональной связи с вами. В отсутствии эмоций вы сможете проявить больше терпения, а именно оно нужно хорошему учителю.

Занимаясь изучением го с друзьями, членами семьи и особенно с детьми, не рассчитывайте, что они налету воспримут концепции игры. Учите, ставя простые задачи и проверяя – что ученики поняли, а что нет. Потом постепенно повышайте сложность. Если обучаемые не поняли задачу, не давайте им ответа, а сформулируйте более простую задачу. Все что им нужно, это дополнительный камень, выложенный в нужном месте на переходе через ручей.

Д.1. После объяснения, что первыми ходят черные и камни ставят на пересечение линий, я начинаю разговор о степенях свободы (дамэ). Камень не может существовать и снимается с доски, если у него нет дамэ. У одинокого черного камня на Д.1. четыре дамэ, «А», «В», «С» и «D». Отмеченный черный камень имеет только одно дамэ «Е». Отмеченный белый камень после хода черных 1 не имеет дамэ и должен быть снят с доски.

Задача 1. посмотрите на диаграмму этой задачи и посчитайте сколько дамэ у групп белых «А», «В» и «С»? Учтите, что камни «С» соединены. Каждый раз, когда черные будут играть в «D», белые должны отвечать «Е» и наоборот. Когда закончите рассмотрение этого упражнения, посмотрите на диаграмму S.1, чтобы свериться с правильным ответом.

Задача 2. Знания, полученные при решении задачи 1, помогут при оценке ситуаций, в которой группы камней не могут быть захвачены. Посмотрите на белую группу слева. У нее два дамэ «А» и «В». Если ход черных, то как им захватить эти камни? А что вы можете сказать о белой группе справа внизу? Вы видите, что у нее четыре дамэ «С», «D», «Е» и «F»? Отыграйте эту позицию на доске, и вы удивитесь! Сколько же в реальности дамэ у этой белой группы, и что должны делать черные для ее захвата? Проделайте это упражнение за доской и сравните ваш ответ с правильным результатом, приведенным на S.2.

Задача 3. Это одна из форм называемых накадэ. Если черные ходят первыми, то белые камни погибают. Как играть черным? Если очередь хода белых, то как им играть?

Решение задачи прошлой недели

S.1А. В ответ на ход 1 белые должны соединиться 2. Ходы белых 4 и 6 трудно найти. Кажется, что после хода 8 борьба закончена…

S.1B. Что будет, если черные соединятся 9, а потом сыграют 11? Белые успевают закрыть два дамэ черных 10 и 12, захватывая семь камней.

S.1C. А что произойдет если черные сыграют 13? Белые ответят 14 и 16. После хода 17 ни белые, ни черные не могут играть в «А» или «В». Каждый из этих ходов приводит к самоуничтожению и выживанию противника. При ходе белых возникает накадэ – смертельная форма. Кое-что еще о таких формах можно узнать из описания к диаграмме S.2.

Решение задач этого выпуска

S.1. У белых камней «А» одна степень свободы (дамэ) в пункте 1. Следовательно, ходом 1 черные их захватывают. У белых камней «В» две степени свободы. Сначала черные должны сыграть 1, до этого они не могут играть в 3 из-за того, что сами останутся без дамэ, и такой ход будет самоубийственным, что запрещено правилами го. Потом черные играют в 3. Этим ходом черные закрывают последнее дамэ, и группа белых снимается с доски. Ситуация с камнями «С» сложнее. Чтобы не позволить разрезать свои камни на отдельные группы белые должны отвечать 2, 4 и 6 на ходы черных 1, 3 и 5. Теперь, подсчитав количество дамэ (от «А» до «I») мы обнаружим, что их осталось девять.

S.2A. Черные захватывают группу белых ходами «А» и «В» (именно в этой последовательности). Показан результат после снятия белых камней с доски. Справа, черные играют 1, 3 (белые отвечают в других местах на доске) и 5. Теперь белые захватывают три камня ходом 6.

S.2B. После того, как три камня сняты с доски получилась форма накадэ. Правильным ходом черных будет 7. После ответа белых где-то в другом месте черные играют 9. Белые снова захватывают ходом 10.

S.2C. После того, как два камня черных сняты с доски, черные еще раз возвращаются в это же место и играют 11. Теперь белым бессмысленно захватывать этот камень (попробуйте воспроизвести захват на доске) и они играю где-то еще на доске. Теперь черные могут захватить белую группу ходом 13. Посчитаем все ходы черных и белых и получаем, что черным понадобилось семь ходов против двух ходов белых. Иными словами, черные потратили на пять ходов больше, чтобы захватить группу белых.

 

11 апреля 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Учимся играть в го

Романы состоят из глав и частей. Произведения, которые захватывают нас, заставляют прочитать их от корки до корки, состоят не только из сюжета, в них так же есть интрига и побочная сюжетная линия. А истинные бестселлеры еще и задают вопросы, содержат в себе поиск цели и преграды, которые нужно преодолеть, а так же сильные мотивы к тому, чтобы перевернуть страницу. В го, хорошая партия это тоже повествование. Иногда, партия отображает соперничество двух участников состязания, принадлежащих к одному поколению, а в книге «Мастер Го» Ясунари Кавабаты, получившего за нее Нобелевскую премию в 1968 году, рассказывается, как молодой игрок одолел мэйдзина. Аллегория того, как традиционная Япония сменилась на новую, с новым возрастом и свежими идеями.

В начале обучения вопрос стоит в захвате камней и в том, как избежать захвата. По мере прогресса в этом деле вы начнете искать, кого бы еще научить тому, что освоили. Потом, получив еще знаний, захочется преподносить их лучшим и простейшим способом, при этом ваше понимание игры тоже будет улучшаться.

Перед началом занятия вы должны понять, что если пропустить упражнение, не напрягать мысли ученика, а сразу дать ответ, то в его памяти останется только 10 процентов от занятия. Обязательно нужно использовать доску и камни. Проводите занятия за доской и каждый раз убеждайтесь, что захваченные камни снимаются с доски. Если вы играете учебную партию, то позвольте ученику захватить и снять с доски камни. Это даст ему ощущение того, что он кое-что усвоил.

Задача 1. Повторим то, что мы изучили на прошлой неделе. Мы говорили о камнях, группах и их степенях свободы (дамэ). Сначала посчитайте дамэ каждой из групп камней белых «А» - «Е». Сколько дамэ у каждой из групп камней белых? Посчитайте, прежде чем заглянуть в ответ.

Задача 2. Ситуации в задаче 1 односторонние, т.к. только черные оказывают давление на камни белых. Теперь рассмотрим более сложную позицию. Нескольким камням, как белых, так и черных угрожает опасность захвата. Сначала проверяем статус всех камней. Сколько у них дамэ? Какие из камней наиболее важны? Перед тем как сделать ход, попробуйте представить в уме позицию, которая возникнет на доске. Какой ход делать черным, если их очередь хода?

Решение 1 (Обратите внимание на то, что во всех пяти позициях ходы белых не имеют значения и их не нужно рассматривать). У камня белых «А» одно дамэ, поэтому черным нужен только один ход для захвата. Камни одной группы с камнем «В» имеют два дамэ, так что черным нужно сделать два хода, 1 и 3, для захвата трех камней белых. У группы из восьми белых камней, соединенных с «С» одно дамэ. Ходом 1 черные закрывают его, чтобы захватить камни белых. Когда начинающие встречают ситуацию «D», сначала она многих смущает. Кажется, что черные не имеют права ходить 1, т.к. сами окажутся без дамэ. Тем не менее, у белых только одно дамэ, и ходом 1 черные закрывают это последнее дамэ. У камней группы «Е» два дамэ. Черным нужно потратить два хода для захвата. Формально, белые могут захватить этот камень ходом 3, но это не приносит им очков и оставляет только одно дамэ (см. R.1).

R.1. Показана ситуация на доске с группами «А» - «D» после снятия белых камней. В группе «Е» белые только что захватили камень черных 1, сделав ход отмеченным камнем. У этой группы теперь только одно дамэ, так что черные могут захватить пять камней ходом 3.

S.2A. Сначала посчитаем дамэ у каждой отдельной группы камней. Белые «А» - одно дамэ, белые «С» - одно, белые «Е» - два и белые «G» - два. Черные «В» - одно дамэ, черные «D» - два, черные «F» - одно и черные «Н» - одно. Несколько камней находятся под атари, что означает возможность их захвата одним ходом. Теперь по очереди захватываем каждый камень или группу камней с одним дамэ. В процессе вы заметите, что самым худшим для белых будет вариант потери их группы «А». Почему? Потому что при этом свободу получат все камни черных.

S.2B. Поэтому, правильным будет ход ч.1. Снимите захваченные камни с доски и убедитесь, что все камни черных теперь вне опасности.

Задача прошлой недели

Заметим, что у белых только два дамэ. Но что будет, если черные займут одно из них? Посмотрев на R.2 и R.3 вы увидите, что такой путь для черных ошибочен. Попробуйте еще раз. Если очередь хода за белыми, то как им играть, чтобы выжить? И наоборот, если очередь хода у черных, как им играть, чтобы захватить камни белых?

R.2. Если черные занимают одно из дамэ белых, например ходом 1, то белые захватят атакующий камень. Посмотрите, что получилось в результате.

R.3. Такова будет ситуация после захвата белыми черного камня. Теперь черные не могут играть «А» или «В», т.к. сами останутся без дамэ, а последнее дамэ у белых не закрыто. Камень черных не может существовать ни в пункте «А», ни в пункте «В», т.к. у него нет дамэ, и такие самоубийственные ходы запрещены правилами го. Сравните эту ситуацию с «D» на диаграмме S.1.

 

18 апреля 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Стиль в игре го. Европейские го турниры. Стратегия и ко борьба в го. Анализ партии в го. Анализ партии в го. фурикавари.

 

Главная ->  Статьи