Главная ->  Статьи 

 

Учимся играть в го


Очень сложная игра — таково впечатление большинства людей при знакомстве с го. Все камни одинаковы, поэтому игра может показаться абстрактной и непостижимой для начинающего. К тому же размер доски 19×19 может отпугивать. Поэтому я рекомендую начинать с доски 9×9, потом переходить к доске 13×13. Почти для любого уровня умственных способностей основы го просты, но чем лучше вы разбираетесь в игре, тем партии получаются у вас сложнее и запутаннее. Есть и хорошая сторона — вы можете сразу же получать удовольствие от игры, не достигая уровня профессионала. К тому же, для победы над противником нужно разбираться во все новых и новых свойствах игры, находить решение задач — самый благодарный аспект. Так что, давайте займемся решением задач прямо сейчас.

Задача 1. Концепция, показанная в этой задаче чрезвычайно важна для понимания игры. Мы узнали, что у белых два дамэ, но черные не должны закрывать ни одно из них, т. к. это приведет к построению белыми формы, захватить которую невозможно. Давайте повторим. В какое место черные должны поставить камень, чтобы захватить группу белых?

S.1A. Ходом 1 черные занимают жизненно важную точку. Белым не следует играть 3 или 4, т. к. они потеряют свое предпоследнее дамэ. Следовательно, они играют в другой части доски. Камни белых уже потеряны, но если черные захотят именно снять их с доски, то они делают ход 3. У белых осталось только одно дамэ, но одно и у черных. Белые могут захватить два камня ходом 4. что будет дальше?

S.1B. И снова у белых два дамэ. Ходом 5 черные занимают одно из них. Теоретически белые могут захватить этот одинокий камень ходом 7 до того, как черные походят в этот пункт. После этого у белых останется одно дамэ в том пункте, где стоял камень черных 5. Черные смогут захватить все камни белых заняв пункт 5 и закрыв последнее дамэ группы белых. Иными словами, сопротивление белых было бесполезно. Если белые не будут ничего делать в этой части доски и сыграют в другом месте, то черные могут занять последнее дамэ белых ходом 7.

S.1C. Это результат после удаления с доски белых камней.

R.1. C другой стороны, если очередь хода белых, то правильно будет играть 1. Черные не могут уменьшить количество дамэ у белых, т. к. нельзя играть ни в «А», ни в «В». При этих ходах камень черных окажется без дамэ, такой ход самоубийственный, что запрещено во всех вариантах правил го.

Задача 2. Эти задачи аналогичны задаче 1, особенно задача «А». Как играть черным в каждом случае, если сейчас их очередь хода? Как играть белым, если очередь хода за ними?

S.2A. В задачах «А», «В» и «С» черные ходом 1 должны разделить свое пространство на две части «А» и «В». Эти разделенные части называются глазами, и группа с двумя глазами живет безусловно. Заметим, что белые не могут играть ни в пункт «А», ни в пункт «В», т. к. эти ходы самоубийственные. В задаче «С» черным не следует ходить в «С», потому что белые нанесут удар в пункт 1 и захватят группу. В задаче «D» черным нужно сделать два хода 1 и 3 для того, чтобы выжить.

S.2B. Ходом 1 белые убивают группу черных камней в задаче «А». Если вы не уверены в этом, то вернитесь к диаграммам S.1A и S.1B. Ход белых 1 правильный, т. к. он угрожает следующим ходом захватить отмеченные камни черных. Если черные соединяются 2, то ходом 3 белые закрывают последнее дамэ всех камней черных. В задаче «С» белые играют 1. Даже если черные ответят 2, то камни черных нельзя сохранить (см. S.1A и S.1B). В задаче «D» белым требуется два хода 1 и 3 чтобы окончательно захватить камни черных. После хода 3 три камня черных (среди них два отмеченных) под угрозой немедленного захвата ходом белых в пункт 4. Если черные соединятся 4, то у них останется только одно дамэ. Белые занимают его ходом 5. Проделайте эти ходы на доске, чтобы убедиться в том, что камни черных обречены.

Задача 3. Как должны играть черные в задачах "А"-"D", чтобы захватить камни белых? И по-другому, если очередь хода за белыми, то где им делать следующий ход, чтобы их группы выжили? Ответы будут даны на следующей неделе.

 

28 апреля 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Продолжаем учиться играть в го

Что самое привлекательное в го? На это вопрос разные го игроки, разного возраста, и начинающие, и эксперты чаще всего отвечают, что играя в го они могут развивать свое воображение. Доска в начале игры пустая, вы можете придумывать позиции с учетом различных ответов противника. Вы можете проделывать это в уме, перед тем как выстроится реальная форма и проверить свои соображения на реальных событиях. Чем большее сопротивление вы встречаете, тем больше вы используете свое воображение и тем лучшее решение находите.

Но начинающие обычно не знают, над чем думать. Существует так много возможностей, и трудно в них не запутаться. Лучший способ, это начать играть на маленькой доске 9х9. Сосредоточьтесь на чем-то конкретном. Например, на захвате камней и на том, как избежать захвата. Далее переходите к построению территории, о чем и поговорим сегодня.

Задача 1. Приведены три примера связанные с территорией. В каждом случае черные окружили по девять пунктов, но в каждом случае им для этого потребовалось разное количество камней. Сколько камней потратили черные в каждом случае? Какая форма эффективнее?

Решение (без диаграммы). Справа вверху черные использовали семь камней, самый эффективный вариант. Внизу справа 11 камней. Самый не эффективный случай показан слева, где черным потребовалось 15 камней.

Задача 2. Приведены четыре формы. Сколько очков получили черные в каждой из позиций A-D?

S.2. В случаях А-С черные окружили камни белых, но каждый раз белые имеют два глаза (см. S.3 из статьи прошлой недели). Это означает, что пункты, отмеченные крестиком, принадлежат белым. В случаях А и В у белых по два пункта территории, в случае С восемь пунктов. В случае D черные окружили 7+4=11 пунктов. Что можно сказать о пунктах отмеченных треугольниками? Они не окружены ни черными, ни белыми, так что они нейтральные и называются дамэ. Естественно, что пункты дамэ не принадлежат ни одной из сторон.

Задача 3. Еще четыре задачи. В каждом случае определите статус белых камней перед тем как делать выводы о территории в каждой из позиций. Теперь, поняв, что все камни белых мертвы, удалите их с доски. К количеству пунктов окруженной территории добавьте количество снятых с доски камней, которые называют пленниками.

S.3A. В каждом случае черные могут занять пункты, обозначенные крестиком и закрыть все дамэ белых. Со своей стороны, белые не могут сделать такого.

S.3B. В конце партии игроки договариваются о статусе камней (живы они или мертвы). Если играют начинающие, то иногда требуется помощь более сильного игрока. Т.к. белые не могут ничего сделать в случаях А-D, все белые камни следует снять, как показано на этой диаграмме. Теперь вы можете видеть, что в случае А у черных девять пунктов территории плюс восемь пленных. Итого черные получают 9+8=17 очков. В случае В у черных 3+1=4 очка. В случае С у черных 15+6=21 очко. И, наконец, в случае D у них 9+6=15 очков.

Поздравляем вас, если вы решили все задачи правильно.

Решение задачи 3 прошлой недели.

S.3A. В случае А черные играют 1 и 3, чтобы захватить группу белых. На прошлой неделе мы объяснили, почему группа белых считается мертвой. В случае В черные играют 1. Белые ничего не смогут сделать до того момента, как черные пойдут 3. Теперь белые могут захватить 4, но черные играют «А» следующим ходом и получается позиция, аналогичная позиции А.

В случае С сценарий похож на случай В, так что белые тоже мертвы. То же самое верно и для случая D, который аналогичен А.

S.3B. В случае А, белые захватывают как можно больше пространства ходом 1. Даже если черные играют 2, то белые ответят 3, чтобы построить два глаза. Как вы можете видеть, черные не могут играть ни в «А», ни в «В», поэтому белые выжили. В случае В белые играют 1, строят два глаза и выживают.

Случай С аналогичен случаю А. Для D элегантным решением будет ход 1. Черные могут пытаться играть 2 и 4, но белые блокируют 3 и 5, и строят два глаза.

 

5 мая 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Жертвы при игре в го. Индивидуальный стиль игры в го. Задачи на жизнь и смерть в го. анализ партии. Задачи на жизнь и смерть в го. Титул кисэй. анализ го партии.

 

Главная ->  Статьи