Главная ->  Статьи 

 

Цель игры в го


Цель некоторых игр проста, захватить весь материал противника или самую главную фигуру — короля или флаг. Начинающие могут понять эту концепцию немедленно, и это приносит им моментальное удовлетворение. Борьба за жизнь и смерть несет чувство опасности, ходы и партия волнуют, захватывая основные инстинкты. Естественно, в го тоже содержатся эти элементы, потому что камни, а и иногда огромные группы, могут быть захвачены, если у них нет двух глаз, и это может привести к немедленному окончанию партии. Но го похоже на полномасштабную войну. На войне захват моста или стратегической высоты может стать жизненно важным для наступающего подразделения, но если это сопряжено с очень тяжелыми тактическими потерями, то иная стратегия может иметь больший успех. В своей основе го ближе к экономике. Нужно следить за тем, чтобы ваши камни взаимодействовали эффективнее, чем это происходит у камней противника. Посмотрим, как это работает на практике.

Задача 1. Уже после нескольких ходов стало ясно, что черные ходили по всей доске, в то время как белые сконцентрировались на левой верхней части. Как вы думаете, кто выиграет? Представьте себе финальную позицию, в которой черные и белые оформят границы своих территорий. После этого проведите оценку счета.

S.1. Ходы до 52 одно из возможных продолжений партии. После подсчета получается, что у черных 81 пункт территории, а у белых только 36. Белые могут сыграть лучше, чем в этом примере, но все равно черные выиграют с большим отрывом. Ни одного камня не было захвачено, поэтому легко понять, что белые камни располагались менее эффективно, чем черные.

Д.1. Посмотрим на первые ходы с другой точки зрения. Камни белых 2, 4 и 6 сконцентрированы слева вверху. Черные сделали первый ход наверху справа, потом внизу слева, а третий ход внизу справа. После хода 14 очевидно, что черные расставили камни эффективно, каждый из камней играет свою роль на доске. Камень белых 2 стал бессмысленным после ходов 4 и 8, а после хода 10 камень 6 стоит не оптимально. То же самое можно сказать о камне 8, после хода 14, ретроспектива показывает, что его можно было бы поставить в другом месте. Треугольниками отмечены границы потенциальной территории. Так что уже на этой стадии партии позиция белых стала столь неэффективной, что у них нет надежд на выигрыш.

Д.2. На этой диаграмме, после захвата правой стороны, черные внезапно начали развивать центр ходами 15—19. Тем временем белые укрепили верхнюю и нижнюю часть и защитили угол (и сторону) ходом 18. Кто выиграет, как вы думаете?

Д.3. Сначала белые грозят вторжением в центральную территорию черных ходами 20, 22 и 24. К тому же эти ходы укрепляют сторону, верх и низ позиции белых. Затем белые начинают разрушать правый верхний угол и грозят нижнему углу ходом 30. Тем не менее, черные не отдают центр ходами 31, 35 и 37. И, наконец, они защищаются 39 и далее. Какой результат этой партии? Попытайтесь не считать очки, только дайте свою оценку на основе ощущений от взгляда на эту позицию.

Д.4. Посмотрим на конечную позицию, видно, что черные отрезали два камня белых (22 и 24) в центре, кажется, что работа проделана хорошо. Теперь, не подсчитывая, оцените количество очков у каждой из сторон. Кто выиграл по вашему мнению? Если ваша оценка верна, то вы получите 37 пунктов территории у черных плюс 2 пленных, итого 39 очков. У белых 61 пункт территории. Разница 22 очка. Как такое произошло?

Д.5. Эта диаграмма была показана на прошлой неделе и несла туже мысль. Эффективнее всего располагать камни недалеко от угла доски, в то время как самый неэффективный путь получения территории это построение ее в центре. На Д.5 черные потратили 36 камней, чтобы получить 39 пунктов территории, чуть больше одного очка на ход. Белые потеряли два камня, но даже если учесть их, то они захватили 61 пункт при помощи 35 камней, чуть меньше двух очков на ход. Иными словами, черные потратили слишком много камней на построение территории в центре.

Задача 2. Не будем забывать о задачах на жизнь и смерть. Как играть черным в случаях «А», «В» и «С», чтобы убить группы белых? Убить — на языке го игроков означает лишить группу камней возможности построить два глаза, то о чем мы говорили на прошедших двух неделях.

 

15 мая 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Правило коми

В большинстве игр, в том числе в шахматах и в шашках, игрок, делающий первый ход имеет преимущество. Это верно и для го на протяжении всего 3000—4000 летнего времени существования этой игры. Но для го была придумана система, компенсирующая преимущество первого хода черных в виде компенсации очками. Эти очки называются коми. Черные давали 4.5 очка в начале партии. Половина очка дается для исключения ничейного результата. Это коми увеличивалось до 5.5, а теперь в большинстве случаев используется коми 6.5. В некоторых турнирах играют с еще большим коми, а в других позволяют игроку выбирать цвет, которым он хочет играть. Официальное изменение коми до 6.5 очков было основано на мнении большинства сильнейших в мире игроков.

Д.1. Давайте посмотрим на стандартную доску 19×19. Теперь предположим, что белые повторили позицию черных до хода 10. В ответ на 11 они сыграли 12, а на 13 ответили 14. После хода 15 ясно, что территория черных больше, чем территория белых. Кажется, что белые делали естественные ходы, но в результате оказались позади. Естественно, что у черных есть преимущество первого хода, но все равно перевес слишком велик.

Д.2. После симметричных ходов до 11 белым следует играть 12. Понятно, что этот ход равен по важности ходу 11. Теперь черные могут ограничить влияние, исходящее из левого нижнего угла ходом 13, а белые то же самое сделают ходом 14. До этого момента результат равный. Это плохие новости для черных, т. к. они уже дали белым коми 6.5 очков.

Вывод. Из двух этих диаграмм видно, что белым не стоит следовать по стопам черных, даже когда у них есть коми 6.5 очков. Нужно иметь свой план игры. С другой стороны черные не должны надеяться на преимущество первого хода. Им нужно играть агрессивнее, чтобы удержать лидерство и компенсировать 6.5 очков коми. Это приводит к разному стилю игры за белых и за черных. После, казалось бы, незначительного изменения коми с 5.5 до 6.5 очков, черные стали играть агрессивнее, чтобы скомпенсировать дополнительное очко. Это хорошая новость для болельщиков.

Д.3. Это интересная партия между Такао Синзди и Такэмия Масаки за титул Тэнген. Как вы видите, камни белых стоят высоко, за исключением камня 8 на второй линии. С другой стороны, у черных три камня на второй линии и один на первой. Это вполне заурядные ходы, а нормальными будут показанные на R.1.

R.1. Если белые на ход 1 отвечают 2 и 4, то черные построят прочную позицию к ходу 5. Такэимя, который играл белыми, любит строить большие сферы влияния в центре. Видимо, перспектива создать условия для вторжения в область между отмеченными треугольниками и отмеченными крестиками группами камней белых не вдохновила черных.

Д.4. Белые продолжают расширять свой центр 26-34. Следующих ход черных 35 очень поучителен. Он ограничивает возможности белых по развитию в центре, одновременно изолируя отмеченные камни белых. Хотя ход 35 и не дает территории сам по себе, он разрушает территорию белых и готовит атаку.

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане


Решение задач прошлой недели

S.2. В каждой из позиций «А», «В» и «С» черные уменьшают глазное пространство а затем наносят удар в жизненно важную точку, предотвращая построение глаз белыми. См. R.2 если вы удивлены результатом полученным после хода 4 в позиции «А».

R.2. Даже если белые сыграют 6 (и 8), в конце концов они должны будут соединиться в точке «А», т. к. трем камням угрожает захват. Следовательно, пункт «А» не является глазом. Такой пункт называется «ложный глаз».

Новая задача

Задача 1. Черным привиделась жизнь в этой ситуации. Но в этой форме есть смертельный изъян. Как играть белым, чтобы захватить черных?

 

23 мая 2007

 

Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Анализ партии сильных игроков го. Матч на титул мэйдзин. Анализ го партии. задачи. Фурикавари в го. Сабаки в го.

 

Главная ->  Статьи