Главная ->  Статьи 

 

Ко борьба


Джон Гарднер, писатель и член администрации президента США Линдона Джонсона говорил: «Мы непрерывно сталкиваемся с множеством больших возможностей, прекрасно замаскированных под неразрешимые проблемы». Когда такое касается других людей нам это очевидно, но тяжело подумать, что это реалистичный взгляд на нашу собственную жизнь. Чем больше доступной информации, тем более запутанной кажется проблема. Обычный подход состоит в том, что б организовать информацию с целью определить какие возможности предоставляются. Возможно, что для успеха следует изменить последовательность и рассматривать хаотическую информацию саму по себе как благоприятные обстоятельства.

На доске для игры в го задачи, сами по себе, являются информацией. В каждой партии возникают задачи и множество благоприятные возможности. Они обычно остаются скрытыми от нас. Из-за нашего уровня осведомленности нам кажется, что мы не можем их заметить. Эти благоприятные варианты в действительности сложно опознать. Если бы они были очевидны, то ими пользовались бы все. Сильные игроки запутывают ситуацию так, что возможности появляются перед ними сами собой. Сильнейшие профессионалы действительно процветают на создаваемых ими в процессе партий столпотворениях. Лучший способ «замутить воду» это начать ко борьбу.

Д.1. Как мы объясняли на прошлой неделе, правило ко гласит — общая позиция на доске не может повторяться. Для того, чтобы избежать повторения позиции игрок должен сделать ход где-то в другом месте доски. Например, когда черные сыграли 1 и захватили камень, белые не могут немедленно захватить камень черных, т. к. при этом они нарушают правило о запрете повторения позиции на доске. Но если они сыграют 2, то черные должны ответить 3, чтобы сохранить группу в углу. Теперь белые могут пробить ко.

Д.2. Обмен в правом верхнем углу изменил позицию. Теперь белые захватывают отмеченный камень ходом 4. Наступает очередь черных сделать ход, на который белым придется отвечать. Можно себе представить, к каким продолжительным баталиям приводят нанесение ко угроз, ответы и пробивания ко.

Задача 1. Это искусственная позиция, но она хороша как материал для практики. Сначала подсчитайте территорию. Ход белых. Определите, где может начаться ко борьба. Перед тем как начать ее, попытайтесь определить, кто выиграет это ко. Представьте себе все ко угрозы, которые требуют ответа. Теперь скажите — как должны играть белые?

S.1А. Если ваш уровень игры близок к уровню игры данов, то вы должны суметь просчитать, кто выиграет ко и партию. Прежде всего, просто посчитаем территорию. У черных 17 пунктов, а у белых 15. Черные впереди на два очка. Белым необходимо что-то предпринять для изменения результата. Они должны начать ко борьбу независимо от ее предполагаемого результата. Белые начинают ко борьбу ходом 1. Т. к. черные пробивают ко первыми, белые первыми наносят ко угрозу, а именно делают ход 3. Черные обязаны отвечать 4.

S.1B (ходом 8 черные пробивают ко ходом на месте отмеченного камня). К сожалению, нам сложно давать диаграммы позиций возникающих после каждого захвата в ко борьбе. Для ясности приводятся диаграммы после каждого второго взятия. Теперь белые захватывают 5. У черных есть ко угроза наверху справа 6. После хода 7 черные могут пробит ко ходом 8. Ко борьба продолжается после обмена 9 на 10.

S.1C (ходом 14 захватывается камень в ко борьбе). Белые захватывают отмеченный камень ходом 11, черные наносят ко угрозу 12, белые отвечают 13, а черные пробивают ко 14. Теперь белые наносят ко угрозу 15. Черные вынуждены захватить этот камень ходом 16.

S.1D (черные ходом 20 захватывают камень в ко борьбе). Количество ко угроз на доске уменьшается. После того, как белые пробили ко 17, черные наносят последнюю ко угрозу 18. Белые должны ответить 19 и черные пробивают ко ходом 20. 21 — последняя ко угроза белых. Черные отвечают 22.

S.1.E. После того, как белые пробили ко ходом 23 у черных больше нет ко угроз. Вне зависимости от следующего хода черных (например «А»), белые захватывают три камня ходом 25 и таким образом уничтожают всю группу черных наверху слева. Следовательно, белые выиграли партию. Это пример успешной ко борьбы.

Решение задачи прошлой недели

S.1. Как вы видели, важно иметь достаточное количество ко угроз. Таким образом, после захвата ко отмеченным камнем в задаче А, лучшим ответом черных будет устранение самой большой ко угрозы. Далее, если белые закроют дамэ ходом 2, то черные пробьют ко ходом 3. Нет гарантии, что они выиграют ко борьбу, но устранение ко угрозы и привилегия первыми пробить ко дает им некоторое преимущество.

В задаче В черные должны сыграть 1. Единственный путь для белых это начать ко борьбу ответив 2. Черные первыми пробивают ко 3. Теоретически, они должны устранить все ко угрозы перед тем, как начать ко борьбу.

S.1F. По японским правилам такая форма считается погибшей. Но по китайским правилам черные должны доказать, что могут выиграть ко и захватить группу.

 

16 июня 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Стоимость хода в го

Общеизвестно, что компьютерная программа Deep Blue победила бывшего чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова. Программисты долго шли к этой цели. Большим прорывом было присвоение оценки стоимости каждой фигуре. Хотя стоимость фигуры изменяется в зависимости от ее положения на доске, эти изменения малозначимы. Таким образом, размен фигур несложно оценить. Проблема, с которой в го столкнулись программисты, состоит в том, что камень получает стоимость только после того, как он выставлен на игровое поле. В процессе партии стоимость камня может увеличиваться или полностью исчезать.

В начале партии, ходы стоят от пяти до пятнадцати очков. В середине партии стоимость хода может возрасти до 50 и даже 100 очков, так как решается жизнь и смерть крупных групп. В ёсэ (заключительная часть партии) стоимость ходов начинается от 20-25 очков и постепенно уменьшается до одного очка.

Д.1. Посмотрим на партию между Огата Масаки, 9 дан и Такао Синдзи, нынешний Хонинбо, чтобы увидеть, как меняется стоимость хода.

Как можно видеть, четыре угла распределены первыми четырьмя ходами. Можно сказать, что каждый из таких ходов стоит около восьми очков. Черные сыграли 5 в надежде на продолжение развития показанного на R.1. Белые не допустили этого ходом 6. Целью хода 7 является монополизация правой стороны, но ходом 8 белые предотвращают это. Ход 9 несет несколько функций. Первое — атака, не дающая белым построить базу. Второе — предотвращение получения территории белыми на правой стороне. Третье — это распространение от камней в правом верхнем углу и построение территории на правой стороне. Очевидно, что это самый большой из ходов сделанных до сих пор, т. к. он выполняет несколько функций. Стоимость такого хода легко может достигать двадцати очков. Ходы до 17 — джосэки (стандартный равный розыгрыш в углу). Оба игрока стремились построить базу для своих камней и мешали это делать противнику. Такие ходы нельзя оценивать каждый по отдельности, они имеют смысл все вместе.

По системе QARTS (Quantitative Analysis of Relative Territory and Strength — количественный анализ относительной территории и силы), слабая группа приносит минус 20 очков. (прим. переводчика. Подробнее о системе QARTS см. на ) Слабая группа с одним глазом минус 10 очков, а группа с глазами приносит столько очков, сколько территории она окружила. В этом смысле каждый ход в этой области преследовал две цели. Построить базу или глаза и отобрать базу и глаза у противника. С этой точки зрения каждый ход стоил 20+20=40 очков, но и белые и черные делали такие ходы по очереди, так что баланс не изменился. К ходу 24 у белых живая группа с территорией около 10 очков, а у черных живая группа, приносящая около шести очков и несколько камней справа, нацеленных на захват правой стороны. Однако, эта группа может стать слабой. В данный момент левая сторона пуста, и черные играют 25.

R.1. Если на ход 5 белые ответят 6, то черные, вероятно, сыграют 7 — популярная в наше время стратегия. Если далее белые играют 8, то ходом 9 черные получат хорошую позицию. Черные установили гегемонию выше и правее отметок в центре.

Д.2. Теперь белым важно разделить отмеченные камни противника. Черные не могут удержать обе стороны. Ход 35 — превосходный. У него нет цели спасти отмеченный камень, он устраняет потенциал белых в этом месте (см. R.2). Ход белых 36 очень большой. Он дестабилизирует камень черных и создает территорию. И снова ход 37 легкий — черные не пытаются построить базу в этом месте. Ходом 38 белые берут территорию. Этот ход стоит около 20 очков. Пожертвовав свой отмеченный камень, черные в действительности развили правую верхнюю часть доски ходами 41 и 45. Отметим вклад в развитие центра от камней 37, 39 и 43. Теперь белые должны вторгаться в правую верхнюю часть доски, и ходы 46—50 это один из возможных вариантов.

R.2. Ход черных 1 — тяжелый. После ответа белых 2 черные должны двигаться в центр. Теперь у белых несколько возможностей, в их числе накрывание «F», прыжок «G» или распространение «Н». Белые в любой момент могут играть «А», на что последует ответ «В», далее б.«С», ч.«D», и ходом «Е» черных лишают базы. Теперь у черных образовалась слабая группа, приносящая минус 10 очков. Черным лучше пожертвовать отмеченный камень.

Задачи

Задача 1. Если белые хотят вторгаться на правую сторону, то как им это осуществить? Обратитесь к системе QARTS за подсказкой.

Задача 2. Какие ходы в нижней части доски принесут самый большой вклад в развитие белых и черных, соответственно? И снова вам поможет QARTS.

 

23 июня 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Матч на титул мэйдзин. Анализ го партии. задачи. Фурикавари в го. Сабаки в го. Правила игры в го.

 

Главная ->  Статьи