Главная ->  Статьи 

 

Ли чангхо — сильнейший игрок в го современности


Ли Чангхо, многими считается сильнейшим го игроком современности, он стал самым молодым Чемпионом Мира по го в возрасте 16 лет. Он был настроен на то, чтобы обыграть своего учителя, многократного чемпиона Чё Хунхёна, и начал это делать в 15 лет. С прозвищем Каменный Будда Ли видит своих противников насквозь и удерживает счет с ними на необъяснимом уровне. Он использует свою легендарную способность расчета в йосэ, чтобы свести партию в свою пользу. Его критикуют за тусклые ходы, но сильнейшие в мире игроки, которые играли с ним, оказываются озадачены его невероятной силой в го. Обычно, они не могут понять, как Ли переигрывает их. Выиграв все международные титулы, по крайней мере, один раз, Ли заработал Большой Шлем и вдохновляет многих молодых корейцев изучать го. Ли Чангхо это причина, по которой корейское го доминирует в мире на протяжении последних 15 лет.

Д.1 (1-40). Это четвертая из пяти партий за титул Tong-Yang Cup 1992 года, в которых Ли Чангхо (черные) обыграл Рина Каихо со счетом 3-2 и получил свой первый международный титул в возрасте 16 лет. Партия началась с огромного мойо (сфера влияния) черных справа. Игнорирование хода 20 и расширение мойо ходом 21 не оригинальная, но хорошая стратегия. Естественно, что белые вторгаются 22, а черные начинают свою атаку. Все ожидали, что 16-ти летний игрок начнет неистовую атаку. Однако, Ли сделал ход 27, который выглядит очень медленным, и ход 39, который не атакует, а приносит территорию. Начнет ли он свою атаку на белую группу в центре после ответа белых 40?

Д.2 (41-72). Нет, черные, невзирая на то, что их отмеченный камень помогает изолировать отмеченные камни, решают не атаковать эти камни ходом вроде «А». Вместо этого они вторгаются 41 в самую большую территорию белых. Чтобы не нанести ущерб своей группе в центре, белые играют аккуратно, и черные имеют возможность к ходу 59 создать для себя комфортную ситуацию наверху слева и разрушить большую часть территории белых. Теперь белые защищают свою группу в центре в сэнтэ обменом 60 на 61. Теперь очередь вторгаться белым, что они и делают ходом 62. Вместо 68 белые могли выжить, как показано на R.1. Но, это могло дать черным шанс атаковать центральную группу. С другой стороны, черные не могут уступить требованиям белых и должны сыграть 69, что ведет к ко борьбе после хода б. 70. Черные пробивают ко ходом 71, и белые наносят ко угрозу 72. Что бы вы делали на месте черных?

R.1. Белые могут выжить ходами 1-5. В партии они сыграли «А» в расчете на то, что черные ответят «В». Этот обмен дал бы белым еще несколько форсирующих ходов, «С» (черные должны ответить «D»), или даже «Е» позднее. После того, как сделан обмен 4 на 5, ход белых «А» встретил бы ответ «С» — огромная разница в глазной форме и территории. К тому же, став сильными черные могут нацелиться в «F», за чем последуют ходы б."G" и ч."Н" или «I», что начнет сильную атаку на центральную группу.

Д.3 (73-100). У белых почти неограниченный источник ко угроз слева, и если черные ответят хотя бы на одну, они будут вынуждены ответить на все остальные, что означает проигрыш ко борьбы. Следовательно, черные ходом 73 завершают ко борьбу. Этот ход большой в смысле территории и, к тому же, ослабляет группу белых в центре. После того, как белые продолжили свою ко угрозу ходом 74, партия решается судьбой белых и черных отмеченных камней. Черные готовы пожертвовать свои отмеченные камни, чтобы начать суровую, возможно смертельную атаку на камни белых в центре. Белые сопротивляются 86, и игра становится яркой. Ход черных 97 — фантастическое тэсудзи (искусный ход), которое спасает группу черных слева (см. R.2).

В интервью, Ли сказал, что он и другие профессионалы обычно пытаются предсказать следующие 100 ходов в партии. Так что, вполне возможно, что последовательность до хода 101 была просчитана в тот момент, когда он не ответил на ход 72. Ли мог даже просчитать эту возможность еще до начала ко борьбы.

R.2. Если белые сыграют 2 и 4 после хода ч. 1, то ч. 5 станет искусным ходом. У белых нет выбора на пути 6-10, но ходом 11 черные изолируют белых в безнадежной форме. Так или иначе, белые теряют три камня, включая отмеченные. Это означает возможность соединения всех ближайших черных камней, и беду для белых. Следовательно, белые выбирают вариант, сыгранный в партии и позволяют выжить черным.

Д.4 (1-68 соответствуют ходам 101-168 в партии). Ход 1 приносит жизнь группе черных. Т. к. территория черных почти оформлена, партия теперь решается тем, насколько масштабно белые смогут захватить отмеченные камни черных. Черные прорываются 3-9 и 11-19. В конце, комбинация 57-67 гарантирует победу черным, т. к. присутствие камня 67 означает возможность запрыгнуть так далеко как «А». Окончание партии не приведено. Черные выиграли 4.5 очка.


Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.

 


28 июля 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 


Го сэйген — сильнейший послевоенный игрок в го

Тайны и загадки окружают игрока, который полностью доминировал в мире го после второй Мировой войны, обыгрывая всех своих противников одной левой в дзюбан (серии из 10 матчей с одним противником или против команды). Хотя пик игры Го Сэйгена был 50 лет тому назад, при появлении на публике ему до сих пор выказывают свое уважение все сильнейшие го игроки. Он сказка, которую читают как захватывающий роман, в ней присутствует и конфронтация между Китаем и Японией, Го дважды принимал японское гражданство, жил без гражданства и менял имя и фамилию, был членом религиозной общины, был вовлечен в интриги связанные с отставкой президента Нихон-Киин и соперничеством крупнейших национальных газет. Подробно с этой историей можно ознакомиться в The Go Player’s Almanac, опубликованном издательством Kiseido Publishing Co. в 2001 году.

Для ярых болельщиков интересна история и результат партии между Го и Ивамото Каору. Первая партия дзюбан матча между ними прошла в 1948 году, и в The Yomiuri Shimbun был объявлен результат: «Белые выиграли одно или два очка». Путаницу вызвала неоднозначность правил, и судья не смог принять решение. Через несколько дней объявили, что белые выиграли одно очко, но по современным правилам результат был бы два очка. К тому же, в партии не использовалось коми, белые не получали компенсацию от черных в 6.5 очков за право первого хода.

Д.1 (1-34). Перед тем как рассмотреть запись этой партии попробуйте понять психологию матча из 10 партий, каждая из которых длятся три дня. Го Сэйгена никогда не обыгрывали в дзюбан-го, но его противник Ивамото только что завоевал титул Хонинбо — самый важный титул того времени. Стиль игры Го трудно характеризовать, но одна из черт в том, что Го всегда принимал во внимание большие формы при расчете длинных и сложных вариантов. В то же время он был способен усложнять игру, если отставал по партии и оставался спокойным за доской, не обращая внимания на самые раздражающие условия.

Партия стала интересной после хода 32 Го Сэйгена. Как ответил Ивамото (черные)? Побежал слабой группой или построил глаза? Он не сделал ни того, ни другого, а выбрал гашение потенциала белых слева и сыграл 33. И что теперь делать в ответ на ход 34?

Д.2 (35-67, белые соединяются ходом 44, который не показан на диаграмме). Черные мастерски пожертвовали камен 35 и убежали 37-47. Но белые построили влияние, которое черные пытались нейтрализовать ходом 67. Заметим, что белые могут соединиться «А» или убежать «В».

Д.3 (68-100). Ходами 70, 72 и 82 белые сумели наметить себе большой центр. С другой стороны, они позволили черным совершить убийство отмеченных камней белых. В компенсацию белые вторглись и комфортно устроились в верхнем правом углу. Партия почти равная, но кажется, что белым будет сложно получить достаточное количество очков в центре.

Д.4 (101-150). Неожиданно белые слишком рано форсируют ёсэ последовательность 4-7. С другой стороны, трудно предсказать, что произошло бы, сыграй черные 3 в 4. Если белые отвечают 6, чтобы обеспечить жизнь своей группе, то счет по очкам изменится и черные выиграют партию. Возможно белые ухватились бы за возможность начать ко борьбу в «А», что запутало бы партию.

Ход белых 12 искусный (см. R.1), он разрушает территорию черных наверху. 26 — косвенная защита от хода «В». Если черные сыграют в этом месте, то белые разрежут 48 и сделают большую территорию в центре. После комбинации 50-60 белые смогли сыграть 62 и получить легкий перевес. Оставшиеся ходы не показаны.

R.1. Если в ответ на ход белых отмеченным камнем черные спускаются 1, то белые форсируют 2-7, а потом играют 9-16. У отмеченных черных камней большие неприятности.

R.2. Это окончательная позиция в нижней правой четверти доски. Ивамото утверждал, что он не обязан захватывать отмеченный камень ходом «А», т. к. у него больше ко угроз. По современным правилам черным нужно захватить отмеченный камень в конце партии, но по смутным правилам, которые не пересматривались с эпохи Мэйдзи (1868-1912), требование Ивамото было корректно. Это разногласие не повлияло на исход партии, и Го выиграл серию со счетом 7:2 с одной партией дзиго (ничья).

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.

 


4 августа 2007


Роб ван Зайст, четырехкратный чемпион Европы по го, представитель Европы на чемпионате мира по го (верисия Fujitsu)

 



 

Анализ го партии. задачи. Фурикавари в го. Сабаки в го. Правила игры в го. Анализ партии о мэйена.

 

Главная ->  Статьи