Главная ->  Статьи 

 

Игра го. история возникновения игры го.


Считается, что го возникло в Китае в те времена, от которых не сохранилось достоверных исторических документов. Существуют запутанные, пользующиеся переменным успехом схоластические анекдоты, связанные с вымышленными китайскими императорами, императорскими вассалами и дворцовыми астрологами. Одна из историй говорить о том, что го придумал легендарный император Yao, который правил в 2357-2256 годах до нашей эры. И придумал он её как забаву для своего сына-идиота. Вторая утверждает, что император Shun (2255-2205 до н.э.) придумал игру, в надежде усилить умственные способности своего слабоумного сына. Третья рассказывает о человеке по имени Wu, вассале императора Jie (1818-1766 г. до нашей эры), который придумал и го, и карточные игры. И, наконец, четвёртая теория предполагает, что го было разработано дворцовыми астрологами во время правления династии Zhou (1045-255 до н.э.).

В любом случае, все соглашаются, что возраст го по крайней мере 3000 лет, а может быть 4000, что делает игру старейшей в мире настольной стратегической игрой.

Может быть, что го развивалось как метод практического гадания для императоров и шаманов-астрологов в ранней культуре Zhou. Видимо, один из методов состоял в бросании белых и чёрных камешков на квадратную доску с отмеченными на ней астрологическими символами и символами стихий Земли. Некоторые фундаментальные термины го, используемые до настоящего времени, имеют астрологическое значение. Например, центральная точка доски называется тэнген (tengen), что означает «ось вселенной», а восемь отмеченных точек, расположенных ближе к краю доски, называются хоси (hoshi) – звезда. Существует мнение, что они связаны с семью звёздами Большой Медведицы (центральный объект китайской астрологической системы), Солнцем и Луной.

Четверти доски го названы в честь четырех направлений, связанных с базовыми триграммами системы I-Ching. Начиная с верхней правой и двигаясь по часовой стрелке это юго-запад (женщина, земля), северо-запад (мужчина, небо), северо-восток (твердость, предел) и юго-восток (благородство, податливость).

Самые ранние упоминания о го обнаружены в произведениях Конфуция, которые, видимо, написаны в 5ом веке до нашей эры. Но в то время доска имела размеры 17х17. Самая старая доска таких размеров обнаружена в захоронениях династии Хань (Han, 206 г. до н.э – 9 г. н.э).

Четыре основных правила го

В прошлый раз я рассказал о четырёх основных правилах и продемонстрировал, как достигается основная цель – контроль над территорией. Для закрепления материала я повторю эти четыре правила.

  • 1. Ход делается в пересечение линий доски.
  • 2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
  • 3. Чёрные ходят первыми
  • 4. Ходы совершаются по очереди.

    Правило взятия

    Рассмотрим правило взятия (захвата) камней. Вот оно:

  • 5. Камень (или группа соединённых камней) считается захваченным, если противник занял все их степени свободы.

    Степени свободы камней





    Одинокий камень в центре доски на Д.1 имеет четыре степени свободы. По-японски они называются дамэ (dame). Это отмеченные треугольником точки вокруг камня на Д.2. Если чёрные смогут занять все эти пункты, то они захватят белый камень.

    Предположим, что чёрные заняли три из этих четырех дамэ (Д.3). Теперь, при своей очереди хода, они могут захватить белый камень. Говорят, что белый камень на Д.3 находится в положении атари (atari). Чёрные захватывают его ходом 1 на Д.4. Результатом будет позиция на Д.5.

    Белый камень у края доски на Д.1 имеет три дамэ, а именно точки, обозначенные треугольниками на Д.2. Если чёрные займут два из этих трёх дамэ, то белый камень окажется в атари. Чёрные захватывают его ходом 3 на Д.4. результат показан на Д.5.

    Белый камень в углу на Д.1 имеет только два дамэ. Если чёрные занимают одно из этих дамэ, то камень белых окажется в положении атари (Д.3). Ход ч.5 на Д.4 захватывает этот камень, что приводит к результату на Д.5.

    Захваченный камень, как и пункт территории, стоит одно очко. Т.е. белый камень, снятый с доски, чёрные забирают себе. При подсчёте очков каждый захваченный камень принесёт им дополнительное очко. И наоборот, захватив камень чёрных, белые забирают его себе. При подсчёте результата партии, каждый чёрный камень, захваченный белыми, тоже принесёт им одно очко.

    В следующем разделе я расскажу, как происходит захват камней в партии.

     


    Игра го. го в японии.

    По всей видимости, в Японию го занесли артисты, студенты и бывшие государственные служащие из Кореи. Они спасались в Японии от политических преследований на своей родине. Точная документированная дата появления го в Японии отсутствует, но в хрониках китайской династии 597-618 гг. го числится как одно из трёх основных развлечений 7го века в Японии. Двумя другими указываются карточные игры и нарды.

    В противоположность документальным китайским источникам, в Японии популярна другая версия. Японцы считают, что го привёз в Японию в 735 году Киби-но-Макиби (Kibi no Makibi), известный как Великий министр Киби. Он был послан в Китай дочерью императора Сёму (Shomu), которая заняла трон отца как принцесса Кокен (Koken). Целью этой командировки было привезти лучшее, что найдется в Китае. После 18 лет, проведённых в Китае, Киби вернулся с багажом предметов, созданных китайцами, которые, на его взгляд, представляли всё лучшее из китайской культуры. Привёз он и умение играть в го.

    Тем не менее, го несомненно было популярной игрой высших слоёв японского общества до возвращение Киби из командировки. Но когда он рассказал при дворе о популярности го в Китайском дворце, игра приобрела особый статус, статус развлечения достойного дворянина. Даже если Киби и не первым привез го в Японию, но именно он обеспечил высокий престиж этой игре.

    В Японии в го играли в основном в замках дворян, как мужчины, так и женщины, как монахи, так и самураи. Говорят, что самураи брали комплекты го, собираясь на битву, чтобы перекинуться камнями после сражений.

    Мурасаки Сикибу (Murasaki Shikibu), фрейлина императрицы, в 11 веке написала новеллу, в которой упоминается о том, что игра в го – это обычное развлечение мужчин и женщин аристократов. В одной из сцен новеллы принц Гэндзи (Genji) подсматривает за партией между леди Уцусэми (Utsusemi) и другой женщиной. Эта тема была популярным сюжетом в японском искусстве.

    Шесть основных правил го

  • 1. Ход делается в пересечение линий доски.
  • 2. Камни, выставленные на доску, не передвигаются.
  • 3. Чёрные ходят первыми
  • 4. Ходы совершаются по очереди.
  • 5. Камень (или группа соединённых камней) считается захваченным, если противник занял все их степени свободы.
  • 6. Цель игры – захват территории. Выигрывает тот, кто захватил больше территории к концу партии.

    Захват двух и большего количества камней

    Можно захватить одним ходом два и более камней, если занять все их дамэ (степени свободы). Вот несколько примеров.

    На Д.1 приведены три позиции, в которых по два камня белых находятся под атари (непосредственная угроза взятия, когда у группы осталось только одно дамэ). Чёрные захватывают эти камни на Д.2. На Д.3 показан результат.

    Любое количество камней, объединённых в группу, может быть захвачено, если все их дамэ закрыты. На Д.4 приведены четыре отдельные позиции. Своим ходом чёрные захватывают 12 камней в верхнем левом углу, четыре камня в нижнем левом углу, три камня в верхнем правом и четыре в нижнем правом.

    Захватив камни в процессе партии, вы снимаете их с доски, точнее, обязаны снять. По окончании партии, при подсчёте очков, эти камни выставляются в территорию противника. Таким образом, каждый захваченный вами камень уменьшает количество очков, полученных противником. В следующий раз мы рассмотрим, как это реально происходит при подсчёте очков по окончании партии.



     

    Фурикавари в го. Сабаки в го. Правила игры в го. Анализ партии о мэйена. Анализ партии в го.

     

    Главная ->  Статьи