Главная ->  Статьи 

 

Игра го. го в японии.


В 12 веке класс воинов вытеснил аристократию, как эффективных правителей Японии, и до 17 века страна оказалась вовлечённой в практически непрерывную войну. В это время го было сильно связано с главными военачальниками, некоторые из которых верили, что изучение тактики и стратегии игры будет хорошим моральным и интеллектуальным тренингом для управления армией на поле битвы. Три великих полководца конца 16 и начала 17 веков – Ода Нобунага (Oda Nobunaga), Тоётоми Хидеёси (Toyotomi Hideyoshi) и Токугава Иеясу (Tokugawa Ieyasu) увлекались игрой го и содержали учителей для себя и своих офицеров.

В 1588 году Тоётоми Хидэёси (Toyotomi Hideyoshi), наследник Нобунаги, организовал большой турнир, с целью систематизировать уровень игры сильнейших игроков. Это соревнование выиграл Никкай (Nikkai), буддийский монах высокого ранга, который был учителем Набунаги. Хидэёси провозгласил, что теперь против Никкая можно играть либо чёрными, либо с форой. Никкай получил стипендию, с которой начался патронаж правительства над игрой, что привело к рассвету го в Японии.

В начале 17 века были основаны четыре школы го. Самой значительной из них была школа Хонинбо (Honinbo) – её возглавил Никкай, принявший имя Хонинбо Санса (Honinbo Sansa). Эти школы состязались в поиске наиболее талантливых игроков и прилагали большие усилия по развитию теории и техники игры, с целью превзойти конкурентов. Приблизительно в это же время, в 1603 году, Токугава Иеясу объединил Японию в один Сёгунат Такугавы (Tokugawa Shogunate). Правительство выделило стипендии всем четырём школам го и основало офис Годокоро (Godokoro), во главе которого стал Хонинбо Санса. Он возглавлял его до своей смерти в 1623г. Под его руководством были организованы ежегодные дворцовые игры, проходившие в присутствии сёгуна.

Годокоро был высшим должностным лицом в го периода Эдо (Edo-era). Он являлся официальным инструктором сёгуна. Годокоро управлял распределением дипломов. К тому же Годокоро проводил жеребьёвку ежегодных дворцовых игр и отвечал за все церемонии, связанные с го. Только сильнейший игрок мог стать Годокоро, что означало присвоение ему высшего звания Мэйдзин (Meijin – мастер своего дела). Рассказывают, что однажды, в 1578 году игра Никкая произвела на Нобунагу, такое впечатление, что он воскликнул – «Мэйдзин!». Видимо в этот момент и возник этот термин. Сейчас это имя носит один из трёх важнейших титулов профессионального го.

Захват камней в партии го

Сняв с доски камень противника, вы кладёте его отдельно. Обычно для этого используется крышечка чаши, в которой лежат ваши камни. По окончании партии вы выкладываете захваченные камни на территорию противника, уменьшая, таким образом, её размеры. Ниже приведён пример партии на доске 9х9.


После хода ч.3 на F.1 белые вторглись в сферу влияния чёрных ходом 4. Белые наносят атари (угроза захвата) 10 на камень чёрных 7. Если чёрные не соединятся в «а», то белые сыграют в это место и захватят камень 7.

Чёрные соединяются 11 на F.2, но белые наносят атари отмеченному камню чёрных ходом 12. Этот камень спасти нельзя, поэтому чёрные жертвуют его и наносят контратари б.13 (см. F.3). Белые захватывают камень ходом 14, снимают захваченный камень и кладут его в чашу для пленных. Теперь чёрные наносят атари двум белым камням ходом 15. Теперь эти камни можно захватить, играя в «а».


Ходом 16 Белые защищают область на левой стороне (F.4), а чёрные 17, 19 и 21 расширяют свою территорию справа. Ходы б.22-ч.25 – стандартная комбинация заключительной стадии игры. Не забываем, что у белых в чаше для захваченных камней лежит один чёрный камень.

Б.26 заставляет чёрных захватить два белых камня ходом 27 на F.5. Чёрные снимают эти камни с доски и кладут в чашу для захваченных камней. Каждый из ходов б.28 и б.30 уменьшает территорию чёрных на одно очко. Ч.31 наносит атари двум камням белых (26 и 30), поэтому белые должны соединиться 32. Последним своим ходом 33 чёрные уменьшают на одно очко территорию белых. Партия заканчивается блоком б.34. На F.6 показана доска после окончания игры. В процессе партии белые захватили один камень чёрных, а чёрные два камня белых.

Каждая из сторон выставила захваченные камни в территорию противника (F.7). Белые один камень (отмеченный чёрный камень) в территорию чёрных, а чёрные два камня (отмеченные белые камни) в территорию белых.

Теперь можно посчитать результат партии. У чёрных 23 очка, у белых 24. Белые выиграли одно очко.

 


Игра го. профессионалы в го.

Го пользовалось популярностью высших слоёв общества как в Китае, так и в Японии, но именно в Японии был достигнут высший уровень мастерства, и игра стала популярна среди всего народа. Игра поднялась в зенит теоретического развития в конце периода Эдо (1603-1868), но достигнутые результаты были уничтожены в середине 1860 годов в результате распада сёгуната Токугава. Существовавшая система государственной поддержки была уничтожена в 1868г, и главы четырёх школ вместе со своими учениками обнаружили, что живут в новом мире, где вековые традиции разрушены.

В 1880 годы интерес к го начал возрождаться, теперь под покровительством частных лиц. Записи партий начали публиковаться в газетах. Одной из первых это сделала газета Ёмиури (Yomiuri Shimbun) в 1885 году. В настоящее время это ведущий спонсор го в Японии. В 1910 уже более дюжины газет ведут колонки, посвящённые го, и возродилась возможность зарабатывать себе на хлеб, профессионально занимаясь игрой. В июле 1924 года была основана Японская Ассоциация Го (Nihon Ki-in), и профессиональное го возродилось в современной форме. На сегодняшний день в Японии насчитывается около 500 активных профессиональных игроков.

Профессиональные игроки могут реально зарабатывать деньги, беря плату за сыгранную с ними партию и выигрывая призы во многих соревнованиях. Оплачивается судейство турниров, участие в телевизионных программах, обучение любителей. Источником дохода являются, так же, гонорары за выпущенные книги и видеокассеты.

Как становятся профессиональными игроками в Японии? Сначала надо стать учеником в Японской Ассоциации Го (Nihon Ki-in) или в Западной Японской Ассоциации Го (Kanzai Ki-in). Как правило, принимают только молодёжь в возрасте от 5 до 18 лет, продемонстрировавшую наличие особого таланта. Каждую субботу и воскресенье эти студенты соревнуются в рейтинговом турнире. Чтобы стать профессионалом нужно выйти в высшую лигу этого турнира. Из 48 аспирантов только 5 человек в год получают звание профессионала.

Став профессионалами, они получают звание – игрок первого дана. Чтобы повысить свой ранг, профессионалы играют против других профессионалов в рейтинговом турнире. Система подсчёта рейтинга достаточно сложна. Суть её состоит в том, что для повышения ранга нужно выиграть определённый процент некоторого количества партий. Самый высокий возможный ранг – 9 дан.

Ещё немного о захвате камней в партии го

В этой статье я проанализирую партию опубликованную в прошлый раз, чтобы помочь вам понять, как поступать обнаружив, что одному или нескольким вашим камням угрожает захват.

Когда белые угрожают захватить отмеченный камень ходом 12 на Д.1 (это диаграмма 2 из предыдущего занятия), вы можете подумать: «А почему бы чёрным не убежать ходом 1 на Д.2?» Такая игра ведёт к потерям. Белые прижимают 2, и угроза захвата сохраняется. Если чёрные упорствуют в своём заблуждении и продолжают 3, угрожая захватить отмеченный камень, то белые закрывают последнее дамэ (степень свободы) группы из трёх камней ходом 4 и захватывают три камня до того, как чёрные сумеют захватить отмеченный камень белых. Напоминаю, что окруженный камень (или группа камней) снимается с доски немедленно. Пока камни не сняты с доски, ход считается не завершённым.

После хода ч.15 на Д.3 (диаграмма 3 прошлого занятия) может показаться, что если белые сыграют в «а», то смогут убежать. Почему бы белым не попытаться?

Белые смогут убежать, только если чёрные допустят ошибку. Ходом 1 на Д.4 белые увеличивают количество дамэ своей группы до трех, но чёрные преследуют их 2. После ч.4 у белых нет способов увеличить количество дамэ своей группы. Если б.5, то следует атари ч.6 и захват ч.8.

Однако, чёрные не могут блокировать с другой стороны ходом 2 на Д.5. Белые поворачивают 3, и теперь у двух отмеченных чёрных камней остаётся только два дамэ, а группа белых имеет три дамэ. Теперь белые захватывают два отмеченных камня, играя 5 и 7.

Как правило, если у ваших камней нет способа спастись, лучше бросить их и играть в другом месте доски.

 



 

Анализ партии в го. фурикавари. Пример профессиональной партии в го. Учимся играть в го. Чемпионат мира по го среди любителей. Анализ партии сакаты эйо.

 

Главная ->  Статьи