Главная ->  Статьи 

 

Игра го. сильнейшие игроки го.


С появлением за последние 10 лет большого числа одаренных игроков в Южной Корее и Китае стало тяжело определить кто сильнейший Го игрок в мире. Большинство высказывается в пользу Ли Чанг Хо из Южной Кореи. Он не только доминирует в национальных титулах и турнирах, он так же владеет тремя из пяти высших мировых титулов – Кубок Самсунг, Кубок Фудзицу, и кубок страхового общества Тонг Янг (Tong Yang Securities Cup)

Ли, которому сейчас только 23 года стал профессионалом в 11 лет. Он завоевал свой первый международный титул в возрасте 16 лет, и в 17 обладал несколькими важнейшими титулами Южной Кореи.

В Японии игрок номер один – Тё Тикун. Тё тоже родом из Южной Кореи, но решил делать карьеру игрока Го в Японии. Он родился в 1956 и приехал в Японию в возрасте 6 лет. Стал самым молодым профессионалом в 11 лет и считается одним из великих одаренных игроков в истории Го. Он завоевал свой первый титул в 18 лет, а в возрасте 27 лет он обладал четырьмя важнейшими титулами Японии одновременно, подвиг, которого еще никто не совершал. В то, или иное время он владел всеми семью главными титулами японского Го, «большой шлем» японского профессионального Го. На сегодня он неоспоримый король Го в Японии, обладает тремя титулами: Кисэй, Мэйдзин и Хонинбо.

Естественно сравнить Ли и Тё. Оба одаренные корейцы, оба стали профессионалами в детстве. Ли доминирует в Го Южной Кореи, а Тё в Японском Го. Однако во всех личных встречах Тё выглядел хуже. В 1993 году они оба вышли в финал 4го Tong Yang Securities Cup и Ли выиграл 3:0.

Тё играет лучше, когда у него есть время на обдумывание ходов. В международных турнирах игрокам отводится 3-4 часа на партию, и это ограничение влияет на игру Тё Тикуна. Во всех партиях трех высших титулов, которыми владеет Тё контроль времени составляет 8 часов на партию каждому игроку, и партии продолжаются два дня. К тому же это матчи из семи партий (до 4 побед), в то время как в большинстве международных турниров финал играется из пяти партий (до 3 побед). Цитата одного из сильнейших японских профессионалов: «В пятичасовой партии, Тё иногда проигрывает по небрежности, чего не случается в восьмичасовой партии». Наверное мы узнаем кто из них играет сильнее только тогда, когда найдется спонсор восьмичасового матча между Тё и Ли.

Ложные глаза


На этой неделе мы поговорим о ложных глазах. Как говорит название, существуют глаза, которые на самом деле таковыми не являются, потому что в конце концов защищающийся игрок должен будет поставить камень в этот «глаз», чтобы избежать захвата камней, формирующих «глаз». Приведем пример.

На первый взгляд, черная группа на Д.1 имеет два глаза, но при ближайшем рассмотрении можно увидеть, что «глаз» справа глазом не является. Белые могут грозить захватом трем отмеченным камням играя 1 да Д.2. Если черные соединятся 2, чтоб избежать захвата, то останутся с одним глазом. Белые могут играть в эту точку в любой удобный момент и захватить двенадцать камней. У черных нет пути к спасению.



Д.3-Д.6 демонстрируют другие примеры. Точки помеченные буквой «а» - ложные глаза. Обратите внимание, что все отмеченные белые камни необходимы для того, чтобы глаз «а» стал ложным. Если бы черные заняли одну из этих точек, то пункт «а» стал бы реальным глазом, и черная группа выживала.

Отмеченный камень на Д.6 делает пункт «а» ложным глазом. Если белые попытаются захватить три камня ходом 1 на Д.7, то защита черных 2 бесполезна, т.к. все равно у них остается только одно дамэ. Белые могут захватить пять черных камней следующим ходом. Однако, если черные смогут сыграть 1 на Д.8, то черные камни избегают гибели получая три реальных глаза.

 


Как учить игре в го. правила го

На прошлой неделе я рассказал, как обучать игре в го, и о необходимости упрощения при объяснении правил. После того, как обучаемый сыграл в игру «захват трёх камней» он на некоторое время приходит в парадоксальное состояние.

На Д.1 чёрные захватывают камень ходом 1. Результат показан на Д.2. Теперь белые могут захватить камень чёрных ходом 1 на Д.3, но позиция на Д.4 ни чем не отличается от позиции на Д.1. Если позволить такое развитие событий, то партия будет длиться бесконечно. Такая ситуация называется ко.

Чтобы не допустить бесконечных партий, было создано специальное правило: «Если одна из сторон захватывает камень в ко, то другая не может захватить это ко следующим ходом». Другими словами запрещено делать ходы, которые приводят к повторению позицию уже однажды встречавшейся в партии.

На Д.5 показан пример ко борьбы. Партия продолжалась до хода 10, после чего белые захватили камень 4 ходом 11, начав ко борьбу.

На Д.6, по правилу ко, белые играют в другом месте доски 12, атакуя камень чёрных 1. Чёрные ответили на угрозу ходом 13, и теперь белые могут захватить чёрный камень ходом 14. Теперь очередь чёрных наносить ко угрозу. Ходом 15 они угрожают разрезать белые камни наверху слева. Белые защищаются 16.

Теперь можно пробить ко ещё раз, и белые захватывают 17 на Д.7. Чёрные наносят ещё одну угрозу 18, а чёрные агрессивно отвечают разрезанием 19. У них есть особый план дальнейших действий.

На Д.8 белые ещё раз пробивают ко 20. Но, вместо нанесения очередной угрозы, чёрные играют 21, позволяя белым закончить ко борьбу, что белые с удовольствием делают ходом 22. Теперь чёрные играют 23, и они тоже довольны, т.к. построили прочную позицию на левой стороне, несмотря на накрывание белых 12. Независимо от качества каждого из ходов, эта позиция иллюстрирует, как разыгрывается ко.

Живые группы

На Д.9 показаны 5 примеров групп, которые никогда не могут быть захвачены. Белые никогда не смогут сделать ход закрывающий последнее дамэ чёрных. Если белые попытаются играть в «А», то останется ещё одно дамэ «В».

На диаграмме P.1 стоят четыре задачи, в которых белые могут захватить чёрные группы. Как это сделать? Ответы в следующей статье.

Тактика, как часть стратегии го

Часто игрок го обнаруживает, что его позиция проиграна. Когда такое происходит, излюбленная стратегия сильного игрока – завязать ко борьбу. Это говорит о том, что игрок не слаб духом и готов идти на риск, просчитывает возможные последствия рискованных операций, приблизительно как при совершении инвестиций в бизнесе. От го инвестиции отличаются только тем, что в го вы проигрываете только партию, а не последние штаны.

Многие партии го вращаются вокруг ко. На Д.10 приведена партия между Кобаяси Коити (чёрные) и Ёдой Норимото (белые) из пятой, решающей партии матча на титул Госэй, сыгранной 26 августа 1999 года. До хода б.54 игра была сбалансирована, но ход ч.55 был излишне жадным. Чёрные хотели устроить обмен 55 на 56 и 57 на 59. Но в разрез с планами чёрных белые заняли ключевую точку 58, одновременно атакуя чёрную группу (29 и 31) и защищая свой угол. После хода 72 чёрные отстают по территории.

Сначала чёрные сделали несколько форсирующих ходов, а потом начали длинный тактический манёвр 1 на Д.11. В конце концов они устроили ко комбинацией 11 и 19. При помощи жертвы группы наверху слева чёрные успешно разрушили белую территорию на нижней стороне. Заметим, что ко угрозы 24 и 26 – самые большие в этой позиции и стоят около 30 очков.

Кобаяси круто повернул ход партии, выиграв это ко. Белые, как и прежде слегка впереди, но сыграл роль психологический фактор. Заметим, что захватом камней в верхнем левом углу белые не укрепили свою позицию в этой части доски. А вот чёрные, выиграв ко, значительно ослабили отмеченные камни белых и усилили свои отмеченные камни.

Говорят, что слабая группа несёт минус 30 очков. Другими словами, ослабляя группу противника, или усиливая собственную группу, вы зарабатываете 30 очков. Часто это решает исход партии го. В данной партии Кобаяси, игравший чёрными, вышел вперёд, и выиграл 1.5 очка, отобрав титул у Ёды.


* * * * * * *

Занятия для начинающих проходят по средам с 19:00 в го клубе . Тел. 8 926 208-0501

 



 

Пример профессиональной партии в го. Учимся играть в го. Чемпионат мира по го среди любителей. Анализ партии сакаты эйо. Добродушный такэмия масаки.

 

Главная ->  Статьи