Главная ->  Статьи 

 

Захватывай инициативу


Посмотрим на преимущества получения инициативы. Сначала проверив решения задач прошлой недели, а затем разобрав партию между двумя молодыми профессионалами.

S.1A. Как белым отвечать на ход черных 1? Лучшее, что могут сделать белые — ухватиться за другую большую точку 2. А вот после хода ч. 3 белые должны блокировать 4, даже несмотря на то, что это дает возможность черным сыграть 5, а потом переключиться на 7. Если белые позволят захватить отмеченный камень, то они не смогут выиграть. Анализ нескольких вариантов показывает, что черные выигрывают 4-5 очков. Так что, вариант с захватом отмеченного камня не рассматривается. Перед тем, как захватить камень черных 3 белые должны сыграть 8, грозя захватить камень черных 7.

S.1B. Черным нужно соединяться 9, чтобы избежать захвата, но белые захватывают 10 и 12. Ход 22 завершает партию с результатом 12 очков у черных и 10 плюс один пленный, итого 11, у белых. Черные выиграли по очкам на доске, но с коми (компенсация белым за первый ход черных) в 2 очка белые выигрывают одно очко. Такова стоимость инициативы.

S.2A. Ход белых 1 несложный, он разрезает группы черных и создает миаи — черные смогут защитить только одну. Белые смогут захватить другую, так что черные должны выбрать какую из групп они отдают, наверху или внизу. Если черные играют 2, то ходом 3 белые захватывают камни внизу.

S.2B. Если черные сопротивляются 1, то белые сначала ограничивают общее пространство черных для глаз, а затем занимают критическую точку ходом 4, а потом и 6. Убедитесь самостоятельно в том, что у черных нет возможности построить два глаза или выбраться из окружения.

S.3. Ходы черных 1-7 победная комбинация. Территория черных приносит 17 очков, а у белых 12 очков территории плюс 3 пленных. Без коми получается 15 очков. Черные выиграли 2 очка.

R.1. Черные могли бы спасти три свои камня спустившись 1 и соединившись 3, но тогда белые захватывают нижнюю сторону ходами 2-10 и счет в партии получился бы уже не столь близким к нулю. У белых 16 очков против 5 у черных.

R.2. Разрезание 6 и вбрасывание камня 8 иногда является большим тэсудзи конца партии, но когда белые играют 8, черным не нужно захватывать 11, сначала они разрушат часть территории белых ходом 9, а потом захватят 11. Счет получиться 16 очков у черных (на одно очко меньше чем в S.3) на 13 очков у белых (на два очка меньше. Если черные немедленно захватывают камень 8 ответом в 11, то проиграют партию.

R.3. После такого захвата получится эта ситуация. Теперь белые могут играть 10, черным нужно защититься 11. Далее, белые блокируют 12, а черные не могут соединиться ходом 14 (это поставит под удар все их камни на нижней стороне). Выбора у черных нет и они возвращаются к ходу 13, а белые пробивают ко ходом 14. На доске нет ко угроз, и белые получают возможность соединить камни ходом между 12 и 14. В этом случае у белых 13 пунктов территории и 4 пленных, всего 17 очков, против 13 пунктов и трех пленных у черных (16 очков). Белые выиграли одно очко.

S.4. Эту партию мы начали анализировать на прошлой неделе. Играли Ханэ Наоки (черные) и Ямасита Кэйго (белые). Черные только что защитили свои камни в нижнем левом углу сыграв отмеченным камнем, одновременно получив некоторую территорию. У белых две относительно слабые группы (отмеченные камни), между которыми находится черная группа. В таком случае атака этой группы (захват инициативы) может помочь выкрутиться. Черные могли бы сыграть в «А», что привело бы к ходу белых «В», но не сделали этого, и белым засветил луч надежды. Белые ухватились за предоставленную возможность и попытались разрезать 1. Теперь черным уже поздно играть в «А» и они не смогут соединиться в «D», т. к. белые разрежут «С». Поэтому выбора нет, и черные, в конце концов, соединятся в «С».

R.4. Ход белых 1 по существу заставляет черных соединиться 2. Если следуют ходы до 5, то черные смогут сыграть 6, на что белые должны отвечать 7. Теперь видно, что необходимости в ходе 2 для соединения камней нет. В то же время, вы можете видеть, что черные камни в опасности и вероятно погибнут.

Д.1. Так что же произошло после хода отмеченным камнем? Разразилась лихорадочная борьба, в которой черные пытались прорваться, а белые избежать разделения. Тэсудзи следовало за тэсудзи в попытках устроить дамэдзумари белым камням. Последовательность ходов 1-31 привела к потере черными 13-ти камней, но и белых удалось прижать к стороне.

Д.2. Хотя отмеченные камни и погибли, после хода 1 (31 на предыдущей диаграмме) видно, что черные построили гигантское мойо. На правой стороне черные незначительно лидируют. Ход 2 занимает ключевую точку в центре для изоляции черных. Черные выбирают ход 5, который белые изящно поглощают ходами 10 и 12. После хода черных 19, белым нужно сделать ход 20, чтобы удалить плохое адзи камней 5 и 13. Это позволяет черным захватить инициативу 21 и 23. Т. к. внизу справа много ко угроз черные начинают ко борьбу ходом 31.

Д.3. После своей ко угрозы черные пробили ко ходом 1. Белые нанесли ко угрозу 2, а черные завершили ко ходом 3, что позволило белым построить живую группу на правой стороне внутри мойо черных. Сначала черные заставили белых занять низкую позицию ходами 7 и 9, а потом атаковали 11 и 13, окончательно отрезав три отмеченные камня белых к ходу 27. Черные немного впереди в этот момент.

Задача 1. Посмотрите на Д.3. После хода черных 27 у белых есть изысканный ход, который выглядит странно, но позволяет им прыгнуть в территорию черных, что позволит уменьшить ее в сэнтэ и выиграть партию с разницей в половину очка. Можете вы найти этот ход? Подсказка. Ход использует отмеченные камни белых.

Задача 2. Партия кажется безнадежно проигранной, но черные могу выиграть, сделав правильно несколько следующих ходов (белые получили коми 2 очка). Подсказка. Территория в сэки (ситуация, когда ни одна из сторон не может захватить другую, но группы не имеют двух глаз) не учитывается при подсчете. Сэки может возникнуть в правом верхнем углу.

 


Захватывай инициативу в йосэ

Обычно в йосэ (заключительная часть партии) вы сталкиваетесь с выбором между рядом ходов и считаете, который из них больше. Хотя это и звучит просто, но один ход может повлечь за собой разные продолжения, комбинации и дальнейшие усложнения. Самая важная цель — удержание сэнтэ, инициативы, потому что противник всегда обязан реагировать на такие ходы, играть готэ.

Д.1. Ход черных. Они могут либо увеличить свою территорию наверху в районе пункта «А», или внизу, около пункта «В». Как нужно играть, для того чтобы выиграть? Ключом к правильному выбору является соотношение сэнтэ-готэ.

Д.2. Черные, например, могут играть ханэ-тэсудзи 1 и 3. После него сэнтэ переходит к белым, и они играют 4 и 6, что есть готэ для белых, но здесь было сэнтэ черных. Черные делают последние оставшиеся йосэ ходы 7 и 9. У черных 14 очков, у белых 12 плюс 2 очка коми. Обе стороны имеют по 14 очков, что привело к ничьей.

Д.3. Черные могут играть 1 и 3, в надежде на то, что белые соединятся 7, а черные смогут успеть сыграть комбинацию 1 и 3, на Д.2. Но вместо соединения 7 белые переключаются на 4 и 6. Да, черные смогут захватить камень белых 2 ходами 7 и 9, но белые получат возможность сыграть 10. В конце черным придется защититься ходом 17 в 2 (не показан на диаграмме), и они получат окончательный результат 11 очков плюс один пленный против 12 очков плюс 2 коми, всего 14 у белых. Белые выиграли 2 очка.

Д.4. Решение состоит в спуске ч. 1. Теперь белым нужно защищаться от угрозы прыжка черных в 6. Это можно сделать ходом 2. В таком случае черные могут удержать сэнтэ ходами 3 и 5, на которые белые ответят 4 и 6. Теперь у белых развязаны руки, и они могут играть 7-10. Территория черных 16 пунктов, а у белых 13 пунктов плюс 2 очка коми, всего 15 очков. Черные выиграли одно очко.

Задача 1. В этом примере территория в целом распределена. Остались незакрытые дырки наверху и внизу. Если сейчас ход черных, то как им выиграть партию? Не забывайте о 2-х очках коми.

S.1. Сначала черные должны отыграть сэнтэ комбинацию 1-3, белым придется защищаться 4, иначе черные разрежут в этом месте. Потом черные играют готэ последовательность 5-7. В результате у черных 17 очков, а у белых 13 плюс 2 коми, итого 15. Черные выиграли два очка.

R.1. Для сравнения посмотрим, что будет, если черные сначала отыграют готэ последовательность 1-3. Белые получат сэнтэ и сыграют внизу 4-7. Территория черных уменьшилась до 15 очков, в то время как белые получили 15 очков плюс 2 очка коми, итого 17 очков. Белые выиграли 2 очка.

Задача 2. Помните о сэнтэ-готэ и о теме прошлой недели — не ведите себя пассивно при выборе хода, рассматривайте лучшие направления движения, как за белых, так и за черных. Ход черных (коми 2 очка).

S.2. Сначала черным следует играть в том месте, где есть обоюдное сэнтэ — 1-3, иначе белые сами сыграют 3 в сэнтэ. Вместо защиты внизу белые должны построить аналогичную конструкцию на верхней стороне. Если черные агрессивно разрежут вместо защиты 10, то белые сыграют столь же агрессивно, и разрежут 10. В результате у черных получится 11 пунктов территории плюс один пленный камень, всего 12, а у белых 10 пунктов плюс один пленный и два очка коми, всего 13 очков.

R.2. Посмотрим, что будет, если белые соединятся 4 в готэ, и черные отыграют последовательность 5-7. Теперь у черных 17 очков против 13 ти плюс 2 очка коми, всего 15, у белых. Черные выиграли 2 очка.

Решение задач прошлой недели

S.1 (прошлая неделя). Ход белых 1 очень продвинутый. Он выглядит странно, но позволяет белым форсировать даже после защиты черных 4. Благодаря этому черные не могут ответить на ход 13, а вынуждены защищаться 14. Потом комбинация б. 29-31 заставляет черных сыграть в «Е», а белые смогли сыграть йосэ последовательность б.«F», ч.«G», б.«Н» и ч.«I» в сэнтэ, что позволило выиграть партию с разницей в половину очка.

S.2 (прошлая неделя). Черные должны сначала играть 1, чтобы построить сэки (ситуация, когда обоим игрокам не выгодно играть в этом районе) в сэнтэ. Белые вынуждены потратить ход 2, чтобы зафиксировать сэки. Далее, следует изощренный ход черных 3. Белые не могут разрезать 5, т. к. черные ответят ходом в «С», а белые не смогут разрезать 4 из-за дамэдзумари. Иными словами, разрезание приводит к гибели группы белых.

У белых нет выбора — только ход 4 (или «С»), что позволяет черным соединиться 5. После этого хода и здесь получилось сэки. Понятно, что ни белые, ни черные не могут начать ко борьбу ходами в «С» и «В», соответственно, т. к. противник пробьет ко, а ко угроз нет. Иными словами, игрок, который начнет ко проиграет его, а с ним и партию.

Таким образом, у черных два пункта территории плюс один пленный (камень 2 черные могут захватить в любой момент). Остальная часть доски это сэки, территория в сэки не учитывается при подсчете. У белых два очка коми. Черные выиграли одно очко.

R.3. На занятиях в Токио некоторые ученики посчитали, что ход черных 1 работает, но белые могут блокировать 2. Далее, ход черных 3 выглядит страшным, но белые могут сначала захватить два камня ходом 4. Черные могут соединить свой камень 3 с основной группой ходом в 6, но тогда белые соединяются ходом на место отмеченного камня, что дает им два глаза, четыре очка в этом месте плюс 2 очка коми, всего 6 очков. У черных только два пункта территории наверху слева, и они могут захватить камень наверху справа, что даст им всего 3 очка. Белые выиграли три очка.

 



 

Анализ го партии между профессионалами. Стратегия и тактика го. Рю найвэй. Решение го задач. анализ партии. Основы го.

 

Главная ->  Статьи