Главная ->  Статьи 

 

Игра го. стили игры в го.


Такемия Масаки – это один из самых популярных игроков Японии. Его готовность улыбаться и его остроумие делают телевизионные комментарии приятными для зрителя. Хотя его успехи в турнирах не столь впечатляют, как успехи Тё Тикуна и Кобаяси Коити, но тем не менее он шесть раз был Хонинбо и однажды Мэйдзином.

Что действительно привлекает внимание его коллег профессионалов и поклонников, так это уникальная стратегия, которая получила название «космической». Большинство современных сильнейших игроков уделяют значительное внимание построению защищённых территорий с самого начала партии. Но не Такемия. Вместо этого он столбит большие сферы влияния в центре доски, приглашая противника вторгнуться в них. В ответ на вторжение Такемия, как правило, не удовлетворяется получением территории в процессе атаки группы противника. Он атакует столь резко, что захватывает вторгнувшийся десант и принуждает противника сдаться. Во второй партии матча Мэйдзин в 1996 году он победил Тё Тикуна именно таким образом. Я хочу продемонстрировать вам эту партию, как типичный пример космического стиля Такемии. Такемия играл чёрными.


В локальной борьбе до хода б.18 Тё получил около восьми очков территории в правом верхнем углу (см.Д.1), а Такемия начал строить огромную сферу влияния на правой стороне. Затем Тё получил контроль над обоими левыми углами. Сначала б.24 закрывает нижний угол, а затем б.26 верхний. Такемия фиксирует своё присутствие на левой стороне ч.21, ч.23 и ч.29.

Ходом 30 белые спокойно защищают территорию в верхнем левом углу, делая её почти неприступной. Ходом ч.31 Такемия смело заявляет претензии на четверть доски. Тё должен играть б.32, чтобы предотвратить распространение влияния Такемии на правую часть верхней стороны.

Посмотрим на позицию Такемии после ч.41. Он претендует на территорию поистине космических масштабов в центре доски и внизу справа. Граница его претензий проходит по линии, соединяющей камни 15-41-29-23-27. Если Тё не будет вторгаться или не предпримет попыток сильно уменьшить эту область, то он неизбежно проиграет с большим счётом.


Сначала Тё пытается уменьшить зону чёрных влезая в неё б.42, но Такемия не возражает против некоторых потерь на границе. Он строит глубокую и прочную оборону основной части своих владений ч.43. Теперь чёрные огородили более 80 пунктов территории справа. Стоит защитить её ещё одним ходом, и этого будет более чем достаточно для победы. Поэтому Тё обязан выбрасывать десант. Вторжение началось с хода б.44. Тё пытается построить живую группу до хода б.64, но ч.65 лишает белых надежд на построение двух глаз.


После хода Такемии 101 на Д.3 Тё сдался. Все отмеченные камни в правом нижнем квадранте потеряны. Только в этой области у чёрных уже есть почти 80 очков. Более чем достаточно для победы.


Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.

 


Игра го. знаменитые игроки.

В 1926 году профессиональный японский игрок Ивамото Каору (Iwamoto Kaoru) посетил Китай с дружественным визитом. Там он сыграл две партии с 12ти летним китайским мальчиком по имени Ву Кинг-ян (Wu Qing-yuan), дав ему три камня форы. Обе партии мальчик выиграл, и фора была уменьшена до двух камней. Теперь Ивамото выиграл два очка. Это был ошеломляющий результат. Лучшие китайские игроки того времени были приблизительно на три камня слабее японских профессионалов. В следующем году ещё один профессионал, Иноуе Кохей (Inoue Kohei) побывал в Китае. Он играл с этим мальчиком чёрными без форы и одну партию проиграл, а вторую выиграл. «Этот паренёк уже великий игрок, мне просто повезло, когда я выиграл одну партию» - сказал Иноуе.

Эти партии произвели такое впечатление, что начали предприниматься попытки переселить мальчика в Японию. В 1928 году это удалось и 14ти летний Ву Кинг-ян получил сразу 3й дан. Но теперь иероглифы его фамилии стали читать на японском языке – Го Сэйген (Go Seigen). В возрасте 18 лет Го попал в специально отобранную группу сильнейших игроков, где познакомился со своим другом и соперником Китани Минору (Kitani Minoru).

В 1933 году Го и Китани проводили каникулы вместе и в течение лета разработали новую теорию фусэки (начальная стадия партии). Вернувшись в Токио, они испытали свои разработки с феноменальным успехом. Го занял первое место в осеннем рейтинговом турнире, а Китани второе.

Эта стратегия в Японии получила название «Син фусэки» (Shin Fuseki) и совершила переворот в игре. Началось повальное увлечение экспериментами, которое привело к появлению новых, даже причудливых позиций фусэки как в игре профессионалов, так и в игре любителей.

В чём же состояла новизна этой стратегии? В прошлом, обычным началом партии было обозначение претензий на территорию игрой по третьей линии, и построение симари (форма из двух камней в углу, которая делает угол труднодоступным для противника) для захвата территории в углу. В новой стратегии фусэки произошло смещение от территориальной игры по третьей линии, к игре на влияние и быстрое развитие от одного камня, поставленного в точки 4-4 (хоси) или 3-3 (сан-сан). В прошлый раз мы разбирали партию Тё – Такемия, которая является примером применения современной версии этой стратегии.

В 1933 году Ёмиури Симбун выступила спонсором чемпионата по го. Победителем этого турнира получал право играть с Хонинбо Сюсаи, последним наследным главой школы Хонинбо. Го Сэйгену тогда было всего 19 лет (Сюсаи – 49), он выиграл отборочный турнир, и Ёмиури рекламировала предстоящую партию, как встречу боксёров-тяжеловесов и называла её «столкновением века».

Го считался китайцем, и значит, по сути, это был первый международный матч, в котором встречались чемпион Китая и лучший игрок Японии. В то время в некоторых слоях общества наблюдался рост анти-китайских настроений, и волнение в стране достигло критической точки, что создавало некоторое давление в пользу Сюсаи. Это была тяжёлая партия, в которой Го лидировал почти всё время, но Сюсаи сделал прекрасный ход сумел вырвать победу с разницей в два очка.

На Д.1 показаны первые 28 ходов этой партии. Первые три хода Го Сэйгена ч.1, 3 и 5 вызвали шок, и Сюсаи почувствовал, что он не перенесёт удара от этого великого игрока. Первые 28 ходов хорошо демонстрируют различие между новой и старой стратегией фусэки.

Ход ч.1 был сделан в сан-сан (точка 3-3). Этим ходом Го захватил территорию в углу. Потом ч.3 в хоси в противоположном углу. Этот ход ориентирован на влияние. Белые смогут в будущем (б.26) захватить территорию в углу, но чёрные получат возможность усилить своё влияние в центре.

Сюсаи закрывает территорию в нижнем правом углу б.10, а чёрные ходом 11 противопоставляют этой территории влияние от своих камней по нижней стороне.

Го играет ч.13, обозначая большую прямоугольную зону влияния в левой нижней четверти доски. Невозмутимый Сюсаи делает ещё один территориальный ход и закрывает второй угол б.14. Ходом 27 чёрные усиливают свою зону, а Сюсаи стабилизирует свои камни в левом нижнем углу б.28.

В 1939 году Го сыграл матч из 10ти партий с Китани и выиграл 6-4. Этот матч считается одним из величайших матчей 20-го века. Каждая партия демонстрировала игру мастеров. Го доказал, что он, по крайней мере, на один разряд выше любого другого игрока.

Го оставался активным игроком до 1983 года, а два года спустя он выступил по телевидению с серией очень популярных лекций под названием «Го в 21 веке». Эта серия была посвящена стратегиям, которые, вероятно, будут использоваться в 21 веке.



 

Цель игры в го. Ко борьба. Ли чангхо — сильнейший игрок в го современности. Тактика го. Игра го. турниры..

 

Главная ->  Статьи