Главная ->  Статьи 

 

Игра го. партия атомной бомбы


Количество го турниров, проводившихся в Японии во время второй Мировой Войны, было намного меньше, чем в довоенный период. Множество молодых игроков были призваны на военную службу, а по причине недостатка бумаги, газеты были вынуждены уменьшить размеры и тираж. Го колонки были среди первых, пошедших «под нож». Несмотря на это, газеты продолжали спонсировать турниры и игры, несмотря на то, что последние могли так и остаться никогда неопубликованными.

По ходу затянувшейся войны, условия, в которых проводились даже самые важные игры, стали чрезвычайно сложными. Весной 1945 года, Ивамото Каору (Kaoru Iwamoto), 7p, заслужил право вызвать Хасимото Утаро (Hashimoto Utaro) на матч за третий Титул Хонимбо, но найти подходящее место для игры в постоянно подвергаемом бомбежкам Токио было невозможно.

В конце концов, в качестве места для игр была выбрана Хиросима. Однако, начальник полиции города, который сам был игроком-любителем, запретил проводить партию там, потому что это было слишком опасно. Несмотря на запрет, воспользовавшись отсутствием начальника полиции, уехавшего по официальным делам, 23-25 июля игроки провели первую матчевую игру под дождем пуль с самолетов, атакующих с бреющего полета.

Когда начальник вернулся и услышал, что игры все-таки состоялась, он пришел в ярость и категорически запретил игрокам проводить какие-либо игры в Хиросиме.

В качестве нового места для проведения игр был выбран Ицукаити (Itsukaichi) – один из пригородов Хиросимы. Вторая партия состоялась в период с 4-го по 6-е августа.

Утром шестого августа, в момент, когда была сброшена атомная бомба, Хасимото находился в саду. Он увидел ярчайшую вспышку света и грибовидное облако, поднимающееся над городом. Ужасающий порыв ветра разбил все окна и посеял хаос в комнате, в которой проводилась игра, так что позицию на доске пришлось восстанавливать. Но даже такие обстоятельства не помешали игрокам закончить игру, которую выиграл Хасимото с перевесом в пять очков.

Вечером того же дня в Ицукаити начали прибывать выжившие после взрыва атомной бомбы, и игроки начали осознавать весь ужас произошедшего и то, насколько им повезло. Дом, в котором они собирались проводить игры, был уничтожен, а его владелец погиб.

Неделей позже Война закончилась, и матч был продолжен в ноябре, закончившись ничьей 3-3. Возникла необходимость в дополнительной игре, но вся Япония была в таком смятении, что дополнительный матч до двух побед состоялся только в июле 1946 г. Ивамото выиграл первые две партии и таким образом получил Титул Хонинбо.

Хасимото и Ивамото играли важную роль в мире го в послевоенные годы. Были бы они убиты в Хиросиме в тот роковой день, скорее всего история современного го была бы совсем иной.

Ивамото защитил Титул Хонинбо против Китани Минору в 1947 г., но в 1950г. Хасимото снова захватил его. Затем, будучи владельцем самого престижного го-титула того времени, Хасимото покинул Нихон Киин и основал Кансай Киин. Хотя в свое время эти две ассоциации го соперничали между собой, в настоящее время они мирно сосуществуют, сотрудничая на разных уровнях в целях развития го в Японии.

Ивамото, которому 5-го феврался исполнится 97, внес большой вклад в популяризацию го на западе. В 1929 г. он ушел из профессионального го и эмигрировал в Бразилию. Однако через два года он вернулся в Японию и возобновил жизнь профессионального игрока. Вероятно именно этот опыт вызвал в нем желание сделать го по настоящему международной игрой. Он совершил множество поездок за океан и основал го-центры в Амстердаме, Сан-Пауло, Сиэтле и Нью-Йорке.

Правила го

Ответы на задачи

На прошлой неделе мы задали три задачи, в которых черные должны были захватить белые камни. Ниже приведены ответы.

Задача 1. Правильный ответ - захват белого камня в точке 1-1. Камень черных на стороне тоже в атари, но соединение будет ошибкой. Такой ход позволит белым сохранить свой камень.


Задача 2. Правильный ответ – захват двух камней у края доски. Черный камень на краю доски тоже в атари, но ошибкой будет попытка спасти его удлинением 1. Белые соединятся 2, выводя два камня из опасного положения.

Задача 3. Правильным будет ход ч.1. Этим ходом черные захватывают два белых камня. Если белые сыграют 1, то они спасут два своих камня. На диаграмме справа показан результат захвата.

Соединение камней

Белые камни на Д.1 не соединены. Но ход б.1 создает неразрушимую связь между этими четырьмя камнями. Если черные успеют сыграть 1 на Д.3, то две пары белых камней окажутся разделенными.

В задаче 4 и 5 черные должны сыграть так, чтобы соединить все свои камни.

Задача 6. Как черным соединить отмеченный камень с остальными?

Виртуальная доска

Попробуйте решить эти задачи на виртуальной доске. Подведите указатель к пункту на доске, в который нужно сделать очередной ход, и кликните левой кнопкой мыши.

 



Го и культура.

Шахматные фигуры это часть алфавита, которая формирует мысли, и эти мысли, хотя и наглядно демонстрируют план на доске, выражают свою абстрактную красоту, как поэма…
Я пришел к выводу, что художники не обязательно играют в шахматы, но все шахматисты являются художниками.

Marcel Duchamp (1887-1968), французский художник. Запись в книге Шахматной Ассоциации Штата Нью-Йорк, 30 августа 1952г.

На Западе всегда существовала внутренняя связь между шахматами и культурой. Хороший шахматист по определению культурная личность. Сильная игра в шахматы указывает на его социальный и интеллектуальный статус. Многие литературные произведения содержат сцены связанные с шахматами, например, проводят параллели между игрой и дипломатическими ходами в межгосударственных отношениях.

Аналогично, го можно обнаружить и в китайской литературе, где разбирается интеллектуальное и моральное значение игры. Вот такой эпизод записан ученым и политиком Tu Yu (222-284 годы нашей эры). Tu Yu, которого считали самым опытным игроком Китая своего времени и обвиняли в праздности, ответил: «Если я должен что-то объяснять, то свой труд на благо духовному обучению».

Форма служит результату

Перед открытием новой темы следует вернуться к материалам предыдущей статьи. Попробуем сделать это, разобрав решения задач 1-6.

S.1. Белые построили эффективную форму бамбук ходами 2 и 4. Ходы 6-12 форсирующие и готовят ход 14, который блокирует путь черных в центр, одновременно открывая пространство для движения белой группы. На S.1В показано, что будет, если чёрные игнорируют угрозу белых. Белые захватывают угол (который сам по себе стоит более 20 очков), а черные должны бороться, т.к. не легко захватить камни белых в центре.

S.2. И снова белые строят соединение бамбук 4. И хотя черные получили сэнтэ для перехвата инициативы в центре, белые строят еще одну форму бамбук стандартной комбинацией 6, 8. После б.12 белые прочны в центре, а три камня черных остаются слабыми и обязательно встретятся с атакой. R.2. Если белые соединятся, то черные перехватят инициативу в центре, и вместо прочной позиции белые получат цепочку камней без глаз.

S.3. Последовательность до ч.7 – джосэки, стандартный обмен ходами в углу. Некоторые го игроки верят, что нужно заучивать джосэки так же как новые слова при изучении языка. Но я считаю, что понимание логики ходов это самый быстрый способ изучения го.

S.4А. Как мы говорили на прошлой неделе, если белые сыграют 1, то черные вынуждены защищаться ужасным, неэффективным способом. Некоторые игроки ходят «А», «В» или «С», считая, что такая игра эффективнее, но ч.1 это действительно единственный ход.

S.4В. Для повышения качества позиции черные могут играть сначала играть 1 и 3, чтобы ход 5 выглядел естественнее. Эта техника, называемая индукцией, правильна, но не гарантирует того, что белые вяло последуют плану черных. Черным нужно, по крайней мере, иметь камень в правом нижнем углу, чтобы решиться на комбинацию 1-3.

S.5А. Ход б.1 бьет в жизненно важную точку. Если черные строят пустой угол 2, то белые могут либо соединить свои камни ходом «А», или убежать «В», разрезая позицию белых.

S.5В. Если черные будут упираться, то заработают неприятности. На диаграмме приведен только один из примеров, показывающий как будут захвачены отмеченные камни. В других вариантах потери черных будут больше, чем потери белых.

S.6. И снова белые бьют в жизненно важную точку. Этот тип действия требует умения просчитывать варианты. Кажется сложным понять то, что происходит до хода 15, но решающим ходом будет ч.7, после которого остальные ходы очевидны. Обратите внимание на обмен 13 на 14. Черные вынуждены строить плохую форму, камень 8 теперь оказался ненужным. Ходом 15 белые получают гарантированную территорию в углу. Если белые лидируют или хотят играть агрессивнее, то можно играть и в «А».

Мы изучили, что соединение бамбук на D.1 и форма на D.2 эффективны. Можно видоизменить их и получить форму на D.3. Эта форма обычно эффективнее, чем простой бамбук.

Приведем еще несколько новых задач, которые помогут вам получить больше знаний о формах в го.

Задача 1. Если после хода ч.13 белые играют тэнуки (где-то в другом месте доски), то где находится жизненно важная точка, с которой черные могут начать атаку формы белых?

Задача 2. Куда нацелились белые, и как черным защититься от этой угрозы?

Задача 3. Белые ходят и строят хорошую форму.

Задача 4. Как играть белым, чтобы захватить группу черных?



 

Чемпионат мира по го среди любителей. Анализ партии сакаты эйо. Добродушный такэмия масаки. Игра го. го в японии.. Игра го. сильнейшие игроки го..

 

Главная ->  Статьи