Главная ->  Статьи 

 

Игра го. великие игроки.


Титул Кисэй сейчас оспаривают два самых успешных участника турниров современности – Тё Тикун и Кобаяси Коити. Сыграны две первые партии, обе выиграл Тё.

Кисэй в переводе означает «избранный богом игрок го», «святой игрок го». Носить такое имя – высшее признание, которое может заслужить игрок го. До того как 24 года тому назад матчи за этот титул начала проводить газета The Yomiuri Shimbun только два игрока получили этот титул: Досаку (Dosaku) и Сюсаку (Shusaku). Оба возвышались над современниками и оба внесли важный вклад в развитие теории го.

Хонинбо Досаку (1645-1702)

Досаку научился играть в го в возрасте 7 лет, а в 22 стал четвертым руководителем престижной школы Хонинбо. В это время не было игрока способного устоять пред ним, даже если Досаку играл белыми. По оценкам он играл на два камня сильнее своих ближайших по мастерству соперников. Он был мастером тактической борьбы и его партии наполнены впечатляющими жертвами. Даже в наше время его партии изучают как пример блестящей техники тактической борьбы. Также и в стратегии фусэки ни один из его современников не смог приблизиться к Досаку, и его партии легли в основу современной теории фусэки. В 1678 году, в возрасте 23 лет, его назначили на высший пост, который мог получить игрок го – Мэйдзин и глава годокоро, министерства го, которое управляло всеми официальными мероприятиями связанными с го.

За свою жизнь Досаку воспитал и обучил четырех талантливых игроков. Один из них Дотеки (Doteki), который в 13 лет играл почти так же сильно как Досаку. К несчастью, Дотеки умер в 21 год. Остальные ученики тоже рано покинули этот мир.

Сюсаку (1829-1862)

Сюсаку родился 29 мая 1829 года. Он научился играть в го в 4 года, и быстро стал знаменит как вундеркинд. В 10 лет получил 1й дан. В 14 Сюсаку был уже 4м даном и надеждой школы Хонинбо. Он быстро приобрел репутацию непобедимого игрока, и все убедились в том, что Сюсаку гений го, когда он выиграл у Геннан Инсэки (Gennan Inseki)

Геннан был лидирующим игроком того времени, и хотя его амбиции получить высшее звание Мэйдзин блокировались домом Хонинбо, все считали, что играет он на уровне достойном Мэйдзина.

Партия красных ушей

В 1846 году Сюсаку возвращался к себе на родину в Сикоку (Shikoku). По пути он остановился в Осаке, где была организована партия с Геннан. В первой партии Сюсаку взял два камня форы, но партию прервали на 102 ходу, т.к. Геннан осознал, что Сюсаку слишком силен для игры на такой форе. В следующей партии фора была в один камень, т.е. Сюсаку ходил первым. На 25 ходу Сюсаку допустил ошибку, и Геннан решил, что имеет преимущество по позиции. Но 127 ход Сюсаку был глубоким ходом гения. После этого хода ученики Геннана, анализировавшие партию в соседней комнате, по-прежнему считали, что учитель впереди, но врач, наблюдавший за партией непосредственно сказал, что Сюсаку выиграет. Когда его спросили, почему он так решил, врач ответил: «Я не очень хорошо разбираюсь в го, но когда Сюсаку сделал этот ход у Геннана покраснели уши. Это значит, что данный ход сорвал его планы и был неожиданным»

Действительно, это был переломный момент в партии. Сюсаку разом получил преимущество и выиграл 3 очка.

Было сыграно еще 3 партии, и Сюсаку две из них выиграл. В одной Геннан даже сдался на 59 ходу, видимо из-за безнадежной позиции.

Этот матч создал Сюсаку прочную репутацию. Сюсаку жил в одно время с великими гениями го, но всех их заставил брать фору в партиях с собой.

Партии Сюсаку рассматриваются как лучшая модель для игроков, желающих научиться играть в Го. В них отражается совершенное мастерство владения стратегическими принципами и практическое применение тактических приемов. Его борьба в тюбане (середина партии) непревзойденная, и все его ходы достойны глубокого анализа. Без всякого преувеличения можно сказать, что Сюсаку величайший из когда бы то живших игроков и достоин носить звание «божий избранник в го».

Правила го

Ответы на задачи

Задача 4. Задача состояла в том, как соединить два чёрных камня. Правильно играть 1. Теперь три камня чёрных соединены. С другой стороны, два белых камня разъединены. Одного взгляда на эту позицию достаточно, чтоб понять прочность и мощь позиции чёрных, и слабость двух белых камней. В таких случаях говорят, что позиция чёрных прочная, а белых слабая.

Если чёрные пренебрегут ходом из правильного ответа, то белые сами используют шанс сыграть 1. Теперь белые стали прочными, а чёрные слабыми.

 

Задача 5. Правильным ответом и большим ходом будет ход 1. Все камни чёрных соединены, а позиция белых разрезана надвое.


Если чёрные пренебрегут соединением камня сверху с тремя камнями внизу, то белые сыграют 1 и изолируют камень чёрных наверху. Более того, этот камень не сможет убежать и будет захвачен. В результате белые получат территорию наверху.


Если чёрные спускаются 1 на Д.1, то белые играют 2. После обмена ч.3 на б.4 камни чёрных в ловушке, у чёрных нет ходов обеспечивающих жизнь. Если они играют 5 на Д.2, то белые 6 и у чёрных камней только одна степень свободы. Белые могут захватить четыре камня ходом «А».

Задача 6. Правильным ответом будет соединение чёрных 1. Теперь все камни чёрных соединены.


Если чёрные не сыграют 1 в правильном ответе, то белые отрежут отмеченный камень ходом 1. Отмеченный камень практически захвачен, и территория слева осталась за белыми.

Задачи

Задача 7. Продолжение позиции в неправильном ответе к задаче 6. Предположим, что чёрные пытаются убежать ходом 1. Как белым захватить два чёрных камня?


 

Игра го. го и бессмертные.

Иероглиф «мудрец» или «бессмертный» состоит из двух элементов, которые означают «гора, человек». Это слово применяют к тому кто не только умудрен, но и вечно не стареет, к тому, кто обладает сверхъестественной силой и способен странствовать где угодно в небесах и на Земле.

В Китае и Японии горы считают таинственным царством. Верят в то, что необъяснимые вещи творятся в горах, и люди проводящие годы среди вершин отрешенные от повседневных забот, приобретают знания находящиеся за пределами понимания обычных людей.

Предтечей таких впечатляющих фигур следует искать среди шаманов и прорицателей древнего Китая. Их деятельность тесно переплетается с зарождением философии Дао и с зарождением го.

Интересный пример нарастания сверхъестественных идей возникающих на доске го дает Liu Tsung-yuen , написавший в 815 году, характеристику гор южного Китая:

«Под неглубокими водами текущей на север Hsun , на востоке стоит «Гора Необыкновенной Игры Го». На гору можно подняться с запада. На вершине её есть пещера, в пещере есть ширмы, комнатки и навесы. Под этими навесами фигуры из струящихся камней. Пройдя сквозь пещеру поверни на север и ты взглянешь сверху на большой дикий сад и летящих птиц – ты сможешь рассмотреть только их спины. Первый кто взойдет туда познает величайшую настольную игру с камнями и доской, с чёрным узором из девятнадцати линий на золотой поверхности, игру го»

Есть много легенд о людях случайно встретившихся с бессмертными. Древняя китайская легенда «Ранка» о дровосеке произвела сильное впечатление на умы Японии:

«Wang Chin был смелым молодым парнем который отваживался подниматься далеко в горы, чтоб найти подходящее для своего топора дерево. Однажды он ушел дальше чем обычно и заблудился. Он блуждал некоторое время и случайно наткнулся на двух странных старцев играющих в го. Доска покоилась на камне между ними. Wang Chin был загипнотизирован. Он отложил в сторону свой топор и начал смотреть за игрой. Один из игроков дал ему нечто такое, что позволяло долго думать не испытывая жажды и голода.

Продолжая наблюдать за игрой он впал в транс, ему казалось что прошел час или два. Очнувшись он обнаружил, что старцев уже нет, топор пустил корни, а сам Wang Chin оброс длинной бородой. Вернувшись в родную деревню он обнаружил, что его семьи уже нет и никто не помнит его имени.»

На японском слово «ранка» означает проросшее топорище, и часто используется как поэтическое название го.

В 1715 году драматург Chikamatsu использовал эту легенду в своей пьесе «Battles of Coxinga». Coxinga – названый Го Санкей в пьесе, наблюдал за двумя мужчинами с косматыми бровями и белыми волосами увлеченными игрой го. Казалось, что они находятся в гармонии с природой. Зачарованный Го Санкей прибывал в задумчивости. «Может быть это идеальный мир в нирване?» В недоумении он воскликнул: «Старцы, мне интересно смотреть за вашей игрой в го. Какое особое удовольствие вы находите в ней?»

Один из старцев произнес, казалось не отвечая на вопрос: «Если тебе видится гобан, то это гобан, и если твои глаза видят камни го, то это просто камни для игры го. Но гобан похож на мир. Для тех кто смотрит на мир своим разумом, тот видит центр вселенной в этой точке. С этого выгодного положения ничто не загораживает вид на горы, реки, поля и леса всего Китая. 90 пересечений каждой из четвертей доски представляют собой 90 дней каждого времени года. Вместе это 360. Как нелепо не использовать то, что есть в каждом дне каждого пересечения!»

Необычайно! – воскликнул Го Санкей – но почему вы противостоите друг другу в таким удовольствием?

Не будет одновременно инь и янь, не будет и рождения – ответил старец.

Го Санкей: «И каков результат вашей полемики?»

Старец: Зависит ли удача или крах человечества от шанса выпавшего в данный момент?

Го Санкей: « А чёрное и белое?»

Старец: «День и ночь»

Го Санкей: «А каковы правила?»

Старец: «Стратагемы войны»

Правила го

Ответ на задачу 7

В этой задаче спрашивалось как захватить два камня чёрных слева. Правильным ответом будет блокировать 1. Теперь у чёрных камней нет шансов вырваться. Белым будет достаточно занять только два дамэ «А» и «В» на Д.1, чтобы полностью окружить и снять с доски группу из двух камней. Если вдруг белая группа наверху (у которой 6 дамэ) или белая группа внизу (у которой 3 дамэ) будут испытывать трудности, то белые займут пункты «А» и «В».

Белые 1 в правильном ответе – прочный ход и его следует сделать. Теперь все камни белых стабильны. Например, предположим что в процессе партии чёрные поставили отмеченный камень на Д.2. Если белые не защитятся, то чёрные могут удлиниться 1. Белые блокируют 2, чтоб не позволить чёрным соединиться с отмеченным камнем, но чёрные разрезают 3 и 5. Если белые защитят точку разрезания 6, то после атари 7 четыре камня белых могут быть захвачены ходом в «А».

Белые могут защитить слабость соединяясь 2 на Д.3. Чёрные продлятся 3. Если белые блокируют 4, то чёрные разрежут 5. Если белые проползут 6, то чёрные блокируют 7, и теперь белые камни 4 и 6 не смогут спастись.

Если Белые разрежут 1 на Д.4, то чёрные нанесут атари (т.е. создадут угрозу захвата следующим ходом) 2. Белые тоже могут нанести атари 3, но чёрные первыми захватывают 4. Все камни чёрных стабильны, а четыре отмеченных белых камня фактически захвачены.

Варианты на предыдущих диаграммах – простые примеры сэмэая – соревнования в скорости захвата группы камней. Такое часто встречается в партиях.

Задача

Задача 8.

В этой задаче отмеченные белые и чёрные камни изолированы и вынуждены бороться в сэмэае. У каждой группы по три степени свободы (дамэ). Приведите следующие два хода чёрных. Ответ в следующей статье.





 

Ко борьба. Ли чангхо — сильнейший игрок в го современности. Тактика го. Игра го. турниры.. Стартегия и тактика го.

 

Главная ->  Статьи