Главная ->  Статьи 

 

Го и образование


На прошлой неделе я представил вам американского преподавателя Милтона Брэдли, который выступил с идеей внесения го в школьную программу. В качестве главного обоснования такого включения он провозгласил тот факт, что го в игровой форме обучает умению рассуждать и делает это лучше, чем любая другая интеллектуальная игра. Огромная доска размером 19х19 предоставляет 361 возможность сделать первый ход, гарантирует, что за 4000 летнюю историю го не было сыграно ни одной одинаковой партии. Размер доски создаёт возможности для развёртывания одновременных баталий на разных фронтах, так что они будут влиять друг на друга. Лестница (ситё) является примером этого (см. Д.4).

В дополнение, благодаря большому количеству возможных ходов, нужно изучать тактику с её неисчислимым количеством вариантов. В конечном счёте, при нарастании умения играть в го туманные догадки о связи между камнями становится пониманием, способностью распознавать формы и образы. Этот процесс не столько аналитический, сколько интуитивный и творческий. В процессе игры ребёнок шаг за шагом начинает понимать связь между действием и результатом, причиной и следствием, развивая левое полушарие мозга.

В то же время, стимулируется воображение ребёнка и его творческие способности, которые связаны с правым полушарием мозга. Например, то с чем мы имели дело в партии прошлого занятия это, грубо говоря, анализ возможностей, проблем и их решений в конкретной ситуации, что является стратегией. Это не вспомогательная, а естественная для человека привязанного к го деятельность. Такой процесс умозаключений и интуитивной обработки происходит на всех уровнях игры, и его сложность нарастает вместе с улучшением качества партий игрока го. Эти рассуждения вместе ведут к тому, что Брэдли прав в своих предложениях внести го как четвёртое R в школьную программу, как лучшую игру моделирующую проблемы возникающие в реальной жизни, проблемы требующие умения мыслить. Брэдли так же утверждает, что нет ничего необычного в тех случаях, когда «ленивые» ученики очарованные го преобразуются в преуспевающих студентов.

В реальной жизни мы пытаемся ответить на вопросы подобные этим: «В чём состоит нынешняя обстановка?», «Что будет, если я сделаю это?» «А если это?», «Как сравнить эти действия?», «Это идеализированная картина ситуации или пессимистический прогноз?». Эти вопросы задаются и при разработке новых товаров, и при попытке получить повышение, и при решении задач связанных с персоналом, и при игре в го.

Взаимодействия по всей доске.

Д.1
Ход ч.3 в ответ на б.2 – обычное явление. Теперь белые должны выбрать между ходами «А» и «В», оба хода стандартные. Существует бесконечное число продолжений, а Д.2 и Д.3 иллюстрируют оба выбора. На Д.3 показано как может возникнуть лестница. Если она в пользу чёрных, то белые не могут следовать этому варианту, т.к. он даст чёрным слишком большое влияние. С другой стороны, при благоприятном для белых исходе лестницы белые получат преимущество. При каких условиях лестница благоприятна для белых? Камень на пути лестницы прерывает её. На Д.4 показана лестница, сыгранная до последнего хода.

Заметим, что в последних нескольких ходах лестница может слегка изменить направление движения.

Теперь если белый камень будет стоять где-либо внутри области обозначенной буквами W, или на месте этих букв, то лестница прервётся. Камни, стоящие в пунктах «А» не влияют на неё. Теперь решите задачи 1 и 2. Могут ли белые играть «А», чёрные «В», белые «С»?

Решение задач прошлой недели

Д.5
Чёрные только что поставили отмеченный камень. Ход б.1 – кикаси (форсирующих ход), а 3 – базовая точка. Этот ход усиливает белую группу, приносит территорию, готовит вторжение 21, а так же грозит изоляцией и атакой чёрной группы слева ходами б.«А», ч.«В», б.12 или «С».

Д.6
Понятно, что вместо хода отмеченным камнем чёрным следовало играть в 1 или поблизости от этой точки. Естественным ответом будет 2. Теперь чёрные могут форсировать 3-11 чтобы окончательно оформить центральное мойо наверху справа и потом вернуться в правый нижний угол 13, чтобы атаковать белых. Белые защищают свою добычу 14, но укрепляясь 15 и 17 чёрные готовят разрезание ч.«А», б.«В», ч.«С». Если белые защитятся от разрезания, то чёрные пойдут «D» и сохранят превосходство.

На Д.7 ходом 1 чёрные занимают жизненно важную точку. Теперь что бы ни делали белые, часть их камней будет захвачена.

На Д.8 ч.1 – единственный ход. Ответ б.2 естественен, но теперь чёрные выигрывают сэмэай.

На д.9 инстинктивным движением чёрные сыграли 1, но атари 2 вызвало дамэдзумари (недостаток степеней свободы) в форме чёрных. Чёрные проигрывают сэмэай на один темп.

На Д.10 и Д.11 ходы ч.1, 3 и 5 – победная комбинация. На диаграммах показано, что сопротивление белых бесполезно.

На Д.12 благодаря своим двум камням слева чёрные могут изменить направление лестницы. Такой тип лестницы пока не встречался в задачах, а в партиях часто запутывает игроков.

Задачи значительно более сложные, чем приведенные в этих статьях постоянно встречаются на доске го в разных стадиях партий. Единственное что можно поделать с этим – решать задачи и практиковаться в игре.

 



Подсчет очков в йосэ

В некотором смысле сильными игроками становятся те, кто набирают очки одно за другим, то там, то здесь. Представьте себе, что в йосэ (заключительная стадия партии) вы набираете дополнительные 10 очков. Возрастет ли у вас процент выигранных партий? Открою вам маленький секрет, в учебной партии белым не составляет труда набрать лишние 20 очков в йосэ. Когда начинается йосэ? Обычно, считается, что йосэ начинается с того момента, когда все группы на доске стабильны.

Д.1. Какова стоимость хода белых в «А» или черных в «В»?

Д.2. Если черные ходят первыми, то они могут отыграть последовательность 1-3. В этом месте доски они получили 3 очка, а белые одно.

Д.3. Если первыми ходят белые, то они могут отыграть последовательность 1-3. В этом месте доски они получили 2 очка, и черные тоже 2.

Разница между двумя диаграммами Д.2 и Д.3 составила 2 очка в готэ для обоих игроков.

Задача 1. Вот еще одна позиция с готэ ходами. И черные могут сыграть в «А», и белые в «В», в зависимости от того, кто ходит первым. Сколько очков стоит первый ход в этом месте?

S.1A. Если очередь хода черных, то они могут сыграть 1 и 3. Вероятность того, что черные сыграют в «А» такая же, как ход белых «В», так что присвоим каждому по половине стоимости такого хода. Иными словами, для расчетов предположим, что и черные заняли пункт «В» и белые пункт «А». Тогда черные получают 6 очков, а белые одно. Пять очков в пользу черных.

S.1.B. И наоборот, если ход белых, то получится такая позиция. Представим, так же, как и в предыдущем примере, что в дальнейшем белые поставят камень в «А», а черные в «В». Общий локальный счет — 3 очка у черных и 4 у белых. Одно очко в пользу белых.

Разница между S.1A и S.1.B получилась 6 очков в готэ для обоих игроков.

Продолжения «А» и «В» в обоих решениях получены как математическое среднее. Мы поделили стоимость ходов между обоими игроками, так чтобы оба не остались в накладе. Иными словами, каждый игрок получил половину от общей стоимости (2 очка) продолжения. Каждый получил по одному очку.

Задача 2. Черные могут играть в «А», а у белых есть тэсудзи «В». Сколько стоит ход в этом месте?

S.2A. Если черные защищаются 1, то белые могут форсировать 2-3. Не важно, с какого места мы начнем подсчет, важно, что с того же, как в альтернативном варианте, как на S.2B. Теперь у черных 9 пунктов территории, а у белых мы не будем учитывать территорию.

S.2B. Теперь посмотрим, Что произойдет, если белые сыграют 1. Показано лучшее продолжение черных. После хода 5 черные могут выбрать, соединяться им в точке «А», или нет (например, на доске может присутствовать ход стоимостью более двух очков).

Соединение черных «А» так же как и захват белых в этой точке стоят 2 очка, но это готэ для обоих игроков. В этом случае вероятность того, что каждый игрок сыграет в «А» равна 20 процентам, следовательно, мы даем белым одно дополнительное очко. Иными словами, черные получают 6 очков территории, а белые 1 очко (50 процентов от стоимости хода «А»).

Таким образом, разница между вариантами составляет 4 очка (9 очков у черных в S.2A против 6 очков у черных и одного очка у белых в S.2B).

Задача 3. У группы отмеченных черных камней один глаз, и кажется, что они потеряны. Можете ли вы найти тэсудзи (хороший локальный ход), которое изменит ситуацию и обеспечит черным победу в партии при их ходе? (коми 2 очка).

Задача 4. Белые начинают и выигрывают. Первый ход сразу же решает исход партии.

Задача 5. На протяжении последних недель мы обсуждали сэнтэ и инициативу. Как белым отвечать на ход черных 1?

R.1. Эта необычная позиция никогда не встретится в реальной партии, но она прекрасно иллюстрирует как пассивные ответы на каждый ход черных приводят к поражению белых, и очень просто приводят. Например, если мы посмотрим на верхнюю часть доски, то увидим, как после обменов 1-4, 21-24 и 42-45 черные получают на три очка территории больше чем белые (достаточно провести подсчет на двух верхних линиях). То же самое происходит и на нижней, и на левой, и на правой сторонах, что дает черным преимущество в 12 очков. И это после всего 50 ходов, половину из которых делали белые. Каждый ход отбирал у белых по половине очка.

 



 

Нодзоки и кикаси в го. Боси в го. Соединение в го. Решение го задач. система qarts. Ко борьба в го.

 

Главная ->  Статьи