Главная ->  Статьи 

 

Игра го. го и бизнес .


Западные бизнесмены, пришедшие в Японию, часто бывают обескуражены свойством своих японских коллег никогда не давать чёткого ответа на вопросы. В процессе переговоров позиция японцев остаётся неопределённой до самого конца. Обычно жалуются на то, что японец никогда не ответит прямо «нет!», а его «да!» ничего не значит. Частично по этой причине Исихара Синтаро (Shintaro Ishihara), нынешний губернатор Токио и Морита Акио (Akio Morita), бывший президент корпорации Сони написали книгу «Япония, которая может сказать нет» (The Japan That Can Say No.).

Я думаю, что эта особенность может быть выведена из понятия адзи. В самом деле, многие из японской элиты, бизнесмены, бюрократы и политики играют в го (список членов Ассоциации Го Японии почти дублирует список высших персон японского бизнеса и политики). Понятие адзи так часто используется в партиях го, что стало второй натурой, которая проявляется не только в деловых переговорах, но и в повседневном общении с людьми. Адзи – не простое понятие, и его использование в игре го не тривиально, но я попробую объяснить, что это такое.

Адзи

Термин адзи относится к скрытым возможностям, которые существуют в позиции. Хотя эти возможности могут быть не реализованы в партии, они всегда учитываются, и их наличие влияет на ход игры, позволяя сделать некоторые ходы и отвергнуть другие. Позвольте мне привести пример.

На Д.1 три белых камня слева кажутся захваченными, у них нет пространства для построения двух глаз, необходимых для жизни. Тем не менее, они могут выбежать в центр благодаря присутствию отмеченного камня в углу. Сам по себе этот камень не имеет шансов на жизнь и будет либо захвачен, либо снят с доски в конце партии как пленный. Но он несёт адзи, как говорят игроки го. Как белым использовать это адзи для спасения трёх камней находящихся в опасности?

Ключевым будет прыжок 1 на Д.2. Черные разрежут 2 и 4, закрыв белым выход в центр.

Теперь белые нанесут атари отмеченному камню чёрных ходом 5 на Д.3, и чёрные должны защититься удлинением 6. Теперь ожило адзи отмеченного камня.

Начиная с хода 7 на Д.4 белые наносят одно атари за другим и прижимают чёрных к стороне. Очевидно, что четыре камня чёрных захвачены.

Серьезной ошибкой белых будет ход 1 на Д.5. Этим ходом белые угрожают захватить два отмеченных камня чёрных и спасти свой одинокий камень в углу. Чёрные защищаются 2. Белые могут нанести атари 3, но чёрные захватят отмеченный камень 4. Теперь уже нет адзи, которое можно было использовать для побега в центр.

Предположим, что после ходов на Д.5 белые прыгнут 1 на Д.6. В отличие от Д.2-Д4 эта попытка выбраться в центр обречена на неудачу. После удлинения ч.6 белые не могут развить комбинацию на правой стороне, четыре белых камня на верхней стороне не могут построить глаза и будут в конце партии сняты с доски как пленные.

Ходы белых 1 и 3 на Д.5 могут показаться агрессивными, но в действительности они плохие, т.к. уничтожают адзи отмеченного камня на Д.1. Это похоже на пренебрежение пословицей – не сжигай за собой мосты.

В начале и в середине партии сильные игроки всегда стараются сохранить адзи. Даже если можно получить некоторую локальную прибыль, стабилизировав позицию, игрок предпочитает оставить её неопределённой из-за присутствия адзи. Приведу пример.

Позиция на Д.7 результат джосэки, стандартного розыгрыша в углу. Два отмеченных камня чёрных потеряны, но несут некоторое адзи. Чёрные должны быть осторожны и не разрушить его, т.к. это источник постоянной заботы белых. Я хочу сказать, что сильный игрок никогда не начнёт последовательность 1-5 на Д.8 в ранней стадии партии, не смотря на то, что белые окажутся запечатанными в углу и не смогут распространиться по стороне. Вместо этого чёрные оставят позицию как есть на Д.7 и будут смотреть на дальнейшее развитие партии.

Позиция на Д.9 взята из реальной партии. Чёрные атаковали 1 и 3, принуждая белых защищаться 2 и 4. Но теперь адзи двух отмеченных камней ожило. Чёрные начинают с атари 5 на Д.10 и зажимают белых 11 и 13.

Белые могут соединится 14 на Д.11, но чёрные наносят заключительное атари 15, лишая белых всех надежд на спасение. Если бы чёрные ранее сыграли как на Д.8, то у них не было бы возможности захватить так много камней оппонента, как на Д.11.

Сильные игроки всегда избегают разрушения адзи в позиции противника. Они стремятся оставить позицию гибкой и неопределённой. При этом непосредственная атака группы противника может стать одновременно и атакой группы с плохим адзи, как было показано на Д.9-11. Я уверен, что не только японцы обладают способностью сохранять адзи. Во многих языках есть пословицы вроде: «Не загоняй себя в угол», или «Семь раз отмерь, один отрежь». Каждая партия го становится ареной, на которой можно демонстрировать эту концепцию.

Задача 2

Белые сыграли 1, пытаясь захватить два камня чёрных наверху. Найдите тэсудзи чёрных.

 

 


Игра го. титул тэнген.

Титул Тэнген четвёртый среди самых престижных титулов Японии. Приз за первое место составляет 10 миллионов иен. Китайские игроки го тоже соревнуются за свой титул Тэнген, и их титул тоже один из трёх высших в Китае. Каждый год японский и китайский обладатели титулов встречаются в матче из трёх партий. В 1999 году прошёл 12 такой матч. Китай выигрывал в последние восемь лет, а Япония первые четыре раза. Невероятно, но за последние восемь лет только в этом году японский обладатель титула Тэнген смог выиграть одну партию.

В этот раз встречались Чанг Хао, сильнейший китайский игрок, и Кобаяси Коити, игрок №2 в Японии. Хотя Чанг выиграл матч, одержав победу в первой и в третьей партиях, они были равными и полными волнений, особенно первая.

Каждый год место проведения матча чередуют между Китаем и Японией. В Японии играют по японским правилам, а в Китае по китайским. На этот раз была очередь Китая, и матч проходил в Шанхае.

Как я уже говорил ранее японские и китайские правила, по сути, одинаковы. Отличие только в том, что по японским правилам подсчитывается только территория (с учётом пленных камней), а по китайским подсчитывается территория и выставленные на доску камни.

По японским правилам партия заканчивается, когда оба игрока соглашаются, что разыгран последний пункт территории. После этого занимают нейтральные пункты и подсчитывают результат. Если необходимо сделать оборонительный ход внутри своей территории, но противник не заметил этого, ему следует указать на это, штраф не предусматривается. По китайским правилам учитываются все камни на доске, так что партия продолжается, пока не заняты все нейтральные пункты.

В первой партии матча после розыгрыша всех пунктов реальной территории Кобаяси, игравший белыми, выигрывал половину очка. Напомню, что в начале каждой партии белые получают компенсацию первого хода в размере 5.5 очков. Половина очка исключает ничьи.

На F.1 показана позиция в конце первой партии матча. Белые закрыли ко 1 в верхнем левом углу. По японским правилам игроки в этой ситуации соглашаются с тем, что партия закончена, и белые должны были выиграть половину очка. Однако, по китайским правилам партия продолжается до тех пор, пока есть нейтральные пункты.

После хода ч.6, Кобаяси не подумав сыграл 7. Чанг немедленно ответил 8, заставляя белых соединиться 9, а потом разрезал 10. Теперь позиция белых развалилась. У белых нет возможности избежать больших потерь и Кобаяси сдался.

Если бы эта партия игралась в Японии, то белым было бы позволено защититься против ходов 8 и 10, даже если бы белые не видели этой комбинации. Но т.к. партию играли по китайским правилам, ход б.7 был ошибкой Кобаяси, которая стоила более 15 очков. Видите ли вы как чёрные могут захватить белые камни? Ответ будет приведен в следующей статье.

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.


Новости с текущих турниров

10 мая прошла третья партия 3-го Кубка LG между Ли Чанг Хо (Южная Корея) и Ма Сяочуном (Китай). Матч играется до трёх побед. Ли выиграл первые две партии матча в марте и Ма обязан был выиграть эту партию, чтобы продолжить соревнование. Но Ли оказался намного сильнее и принудил Ма сдаться на 159 ходу. Это четвёртый подряд международный турнир выигранный Ли за год, в теннисе аналогом этого является Большой Шлем. Начал Ли с победы 13 мая 1998 года над своим соотечественником Ю Чанг Хёком (Yoo Chang Hyuk) 3:1 в финале Tong Yang Securities Cup. 1-го августа обыграл Чанг Хао в финале Кубка Фудзицу, а затем одолел Ма со счётом 3:2 в Кубке Самсунг 8-го февраля 1999 года.

12-го и 31-го мая прошла первая партия 54-го титула Хонинбо между обладателем титула Тё Тикуном (Cho Chikun) и претендентом Тё Сондзином (Cho Sonjin). В первой партии, как и ожидалось, Хонинбо получил преимущество в начале партии и удержал его до конца, выиграв 6,5 очков.

Ответ на задачу 2

В задаче 2 белые сыграли 1, угрожая захватить два чёрных камня наверху. Это приводит к сэмэаю, соревнованию кто кого раньше захватит. И у белых, и у чёрных по три дамэ. Очередь хода за чёрными, значит у них преимущество. Например, черные могут сыграть 1 на Д.1, но белые повернут 2, угрожая захватить камень 1 ходом 3. Следовательно, чёрные должны защититься соединением 3, а белые смогут играть 4. Теперь белые с тремя дамэ опережают чёрных с их двумя дамэ.

После б.2 на Д.2 чёрные могут создать сложности ходом 3. Белые наносят атари 4, но чёрные играют контратари 5. После захвата 6 возникает ко. Но чёрным не нужно такое осложнение…

Чёрные могут однозначно решить исход борьбы в углу ходом 1 на Д.3. Этот искусный ход пример хасами-цукэ (клещи с прилипанием) тэсудзи. После того, как этот ход сделан проанализировать позицию не сложно. Сложно увидеть это тэсудзи в партии. У белых два варианта действий. Первый – ход 2 на Д.4.

Этот ход не позволяет чёрным соединиться по правой стороне, но чёрные могут соединиться сверху 3. Атари б.4 не помогает, чёрные просто соединятся 5. И б.6 не помогает, т.к. чёрные блокируют 7. Ходом 8 белые начинают сэмэай, но чёрные на один темп впереди и захватывают четыре камня ходом 11.

Если белые блокируют соединение сверху ходом 2 на Д.5, то чёрные соединяются по правой стороне 3. Сэмэай начинается ходом 4, но чёрные снова на один темп впереди и захватывают три белых камня 7.

 



 

Игра го. история возникновения игры го.. Игра го в южной корее.. Игра го. разряды и фора.. Игра го. стили игры в го.. Игра го. великие игроки..

 

Главная ->  Статьи