Главная ->  Статьи 

 

Игра го. легенды о возникновении го.


Возможно, что самая соблазнительная теория о возникновении го основана на древних астрономических теориях. Эта идея, вероятно, возникла вместе со звёздным кораблём династии Тань (Tang, около 700 года), который по времени совпадает с проникновением го в Японию. Эта теория в итоге получила имя «Классическое го», и была опубликована в Японии около 1050 года. Ниже я приведу первый параграф этой работы.

«Когда пересчитываются вещи, одно из них получает номер 1. Так и на доске го 360 пересечений плюс одно. Число один высшее и даёт начало всем остальным числам, потому что занимает первоначальную, основную позицию и управляет четырьмя четвертями доски. Разделение гобана на четверти символизирует четыре времени года. Семьдесят две точки края доски олицетворяют недели календаря. Баланс инь и янь моделируется равным количеством белых и чёрных камней».

Эта парадигма стала популярной в Японии благодаря пьесе Монзаемона Шикаматсу (Chikamatsu Monzaemon) The Battles of Coxinga, в которой расширены аналогии, и в центр добавлена Полярная звезда. Более того, девять точек доски го, называемые хоси (звезда), сравниваются с планетами, Солнцем и Луной.

В прошлый раз я упомянул идеи Петера Шотвелла, который полемизировал на тему возникновения го от земли, а не от неба.

Шотвелл указал, что многие проблемы звёздной теории возникают от того, что размеры всех древних досок го различны. До 700 года большинство гобанов имело размер 17х17 линий, в раскопках находили и доски размером 18х21. Так было до 700-х годов, когда был стандартизован размер 19х19.

Ещё одна проблема, указанная Шотвеллом, состоит в том, что камни для го, найденные в захоронениях были зелёными и красными, и никогда белыми и чёрными. К тому же и форма у них прямоугольная, а не круглая. Именно круглая форма характерна для представления небесных тел.

Согласно Шотвеллу, возникновение го лучше согласуется с контекстом китайской «науки» геомантии, носящей название фэн-шуй (ветер и вода), которая вмещает в себя всё что живёт, активные силы, цвета и формы всех вещей вокруг нас. Геомансеры фэн-шуя предполагают, что они в состоянии рассказать, как цы (энергия) может блокироваться или притягиваться, влиять, преломляться, захватываться и отражаться разными элементами ландшафта. Помимо положительной энергии существует и отрицательная энергия, и из такого анализа геомансеры могут указать на конкретные места с хорошим или плохим фэн-шуем.

Разнообразные термины, такие как хорошая форма, плохая форма, влияние, прочность, крепкая территория получают дополнительное значение при интерпретации геомансерами. Такой способ мышления больше подходит духу го, чем бесплодная стационарная картина звёзд и неуместное движение планет.

До недавнего времени партия го в Китае начиналась не с пустой доски, а с позиции показанной на Д.1, где чёрные и белые камни располагались по диагонали в противоположных углах. Согласно Шотвеллу, причиной этому было установление фэн-шуя в партии.

В 11 веке, в Японии отбросили эту традицию и стали начинать партию го с пустой доски. Но даже в настоящее время следы фэн-шуй остались в ритуале совершения первого хода чёрных. Первый ход совершается в ближнем к противнику левом от него углу, и если это ход в точку 3-4, то он совершается как на Д.2, подальше от противника, устраивая фэн-шуй вдоль стороны ближней к противнику. Чрезвычайно редко можно встретить игрока, который не придерживается этого правила.

Ответ на задачи жизни и смерти

В задаче 1 чёрные могут захватить камни белых. Сначала они должны играть 1 на Д.3, уменьшая глазное пространство белых. Потом ханэ 3 и оки 5. Теперь у белых не будет двух глаз, и их камни нежизнеспособны.

Можно подумать, что ход б.2 на Д.4 совершён в жизненно важную точку, но чёрные играют 3, а затем занимают действительно важную точку 5. Белые не могут построить два глаза.

Если чёрные начинают с хода 1 на Д.5, то белые живут, играя 2 и 4. После ч.5 возникает сэки. Теперь ни белые не могут захватить камни чёрных, ни чёрные не могут захватить белых. Значит, белые выжили.

В задаче 2 чёрные должны захватить белых. На этот раз чёрные сначала должны сыграть внутри глазного пространства белых 1 на Д.6. Белые отвечают 2, чтобы предотвратить соединение, но следует ханэ чёрных 3. Если белые 4, то ч.5 и у белых нет двух глаз.

Если начать с ханэ 1 на Д.7, то белые занимают критическую точку 2. Если чёрные продолжают 3, то белые строят два глаза 4. Если чёрные вместо хода 3 играют в 4, то белые ходят в 3. Снова у них два глаза.

Матч на титул Хонинбо

Четвертая партия на титул Хонинбо между Тё Тикуном и Тё Сондзином была сыграна 10 и 11 июня 1999 года.

Тё Сондзин выиграл половину очка. Теперь счёт равный 2:2.



Игра го. чемпионат мира по го среди любителей

Каждый год в Японии проходит любительский чемпионат мира по го. Спонсор этого чемпионата Japan Airlines. В первом чемпионате 1979 года участвовало только 15 стран. В этом году (1999) соревнование происходило 8-11 июня в городе Оита, и в нём участвовало 55 стран, из них пять впервые – Вьетнам, Мадагаскар, Гватемала, Колумбия и Перу.

В первом любительском чемпионате Мира по го не азиатские страны были представлены в основном Европой и Северной Америкой. Одного участника выставила Аргентина, а в этом году приехали представители девяти стран Центральной и Южной Америки.

В Африке го распространяется за пределы Южной Африки. Впервые участвует игрок из Мадагаскара. Представитель Южной Африки сообщил, что многие молодые люди приезжают в Йоханесбург чтобы участвовать в занятиях по изучению го для начинающих. Ситуация с го на Мадагаскаре впечатляет. В организацию входит 240 членов, половина из которых женщины.

Прислали игроков две среднеазиатские страны – Израиль и Турция. Неожиданно в чемпионате приняли участие Северная Корея и Югославия.

Т.к. страны, участвующие в чемпионате мира по го должны иметь достаточно игроков, что бы сформировать организацию, увеличение числа участников демонстрирует, что го действительно становится международной игрой. Более того, го, со своими 36 миллионами игроков во всём мире, почти сравнилось по популярности с шахматами.

На прошлых чемпионатах побеждали участники из Китая или Японии. В этом году, однако, второй раз подряд Южная Корея занимала первое место с восемью победами. У Японии второе место с семью победами, далее шли Северная Корея и Тайвань. Канада заняла пятое место с шестью победами, а Китай, тоже с шестью победами, на седьмом месте, опередив Гонконг по коэффициенту. США на восьмом месте с шестью победами.

Самым неожиданным и впечатляющим результата турнира стало 10е место подростка из Венгрии. Пятнадцатилетняя Диана Косеги тоже одержала шесть побед в этом турнире. Два поражения у неё от победителя турнира Ю Дже Сунг из Южной Кореи и занявшего шестое место Кан Инг из Гонконга. Косеги действительно очень талантлива, но считает своей основной задачей получение высшего образования. После этого она может подумать о профессиональной карьере игрока го.

Одним из аттракционов на чемпионате этого года был гигантский сорокаметровый гобан с двухметровыми белыми и чёрными камнями. На этой доске была сыграна партия го между Маю Хосака 2 дан (Mayu Hosaka) и любителем Абэ Миюси (Miyoshi Abe). За партией наблюдали 150 зрителей.В следующем году чемпионат пройдёт в Сендае (Sendai). Мы рассчитываем, на участие, по крайней мере, ещё одной страны – Марокко, что нанесёт на карту го ещё и Северную Африку.

Основы жизни и смерти в го

Как было показано в двух предыдущих статьях, изолированной группе тяжело выжить, если у неё мало пространства для построения двух глаз. Поэтому расширение этого пространства упрощает задачу жизни. Приведём примеры.

Чёрная группа на Д.1 не имеет достаточного пространства для построения двух глаз и должна расширить его. Если чёрные играют 1 на Д.2 и продолжают 3, то под их контролем оказывается пространство достаточное для построения двух глаз, как бы ни атаковали белые.

А вот ход 3 на Д.3 – ошибка. Белые играют комбинацию ханэ-оки 4 и 6, и чёрные камни погибли.

Ещё несколько примеров.

Область, окружённая четырьмя чёрными камнями на Д.4, весьма ограничена. Однако, если чёрные продлеваются к краю доски 1 на Д.5, то из камни получат достаточно пространства для двух глаз. Если белые 2, то чёрные играют 3, и их камни больше не будут иметь проблем с построением двух глаз. Т.е. если белые пойдут в «А», то чёрные построят два глаза слева и справа ходом «В». Если белые начнут с хода «В», то чёрные ответят «А».

Чёрным необходимо играть именно 1 на Д.5. Если чёрные попытаются строить глаза расширением по стороне 1 на Д.6, то белые займут жизненно важную точку 2. Даже если чёрные продолжат расширение 3, то после блока белых 4 пространства для построения двух глаз недостаточно.

Если чёрные продолжают 5 на Д.7, то белые играют ханэ 6. Чёрные ходят 7, но места для двух глаз не хватает. Белые занимают критический пункт 8, и камни чёрных захвачены.

В позиции на Д.8 чёрные имеют на выбор два хода, которые позволят им выжить. Лучше всего расшириться 1 на Д.9. Если белые блокируют 2, то чёрные ходят 3. Белые могут попытаться уменьшить глазное пространство, играя ханэ 4, но чёрные блокируют 5, и четыре пункта, которые они контролируют, достаточны для получения двух глаз.

Чёрные могут жить и спустившись 1 на Д.10, но этот ход приводит к некоторым потерям. Белые блокируют 2 и получают дополнительный пункт территории слева по сравнению с позицией на Д.9. Тем не менее, чёрные безусловно живут после хода 3, т.к. у них глазное пространство из четырёх пунктов.

Три чёрных камня на Д.11 должны расширить своё жизненное пространство. Ч.1 на Д.12 очевидный ход, но чёрные должны продолжить оборону, заняв ключевую точку 3. Теперь их камни безусловно живы.

Кажется, что поворот ч.1 на Д.13 даёт контроль над девятью пунктами территории, что достаточно для жизни, но даже усиление 3 не спасает чёрных. Белые могут убить чёрные камни, играя оки 4, а затем ханэ 6.

Попробуйте решить эти две задачи на жизнь и смерть в го

В задаче 1 чёрные должны сохранить свой незащищённый отмеченный камень, но простой оборонительный ход не работает.

В задаче 2 чёрные должны пожертвовать некоторыми камнями, чтобы получить живую группу в углу.


 



 

Игра го. турниры.. Стартегия и тактика го. Захватывай инициативу. Игра го. партия атомной бомбы. Игра го. матч на титул кисэй. тактика игры..

 

Главная ->  Статьи