Главная ->  Статьи 

 

Игра го. международные турниры


Кубок фудзицу спонсируется совместно компанией Fujitsu Ltd и газетой Yomiuri Shimbun. Финальная партия 1999 года состоялась 7 августа в Токио. Финалистами этого года были игроки в прошлом владевшие эти кубком – Ю Чангхёк (Yoo Chang Hyuk) из Южной Кореи и Ма Сяочунь (Ma Xiaochun) из Китая. Оба выигрывали этот кубок по одному разу, Ю в 1993, а Ма в 1995 годах. Ясно, что оба игрока настроены на победу, и ни кто до самого конца не мог предсказать результат.

Ма, игравший белыми, ходом 128 (1 на Д.1) наметил себе более 60 очков территории наверху. Это больше чем Ю имеет на левой стороне и в правом нижнем углу. Но Ю атаковал белые камни на правой стороне, заставив их строить глаза последовательностью ходов до б.17. Далее он наметил территорию в центре ходом 18, заставив белых защищать свою территорию 19. За этим последовал ход 20 внизу. Белым ничего не оставалось делать, кроме как пожертвовать отмеченные камни и захватить один камень ходом 21, что позволило чёрным соединить свои камни внизу 22, отрезав четыре отмеченных белых камня внизу слева. Из-за того, что белые камни не могут избежать захвата, партия стала равной.

Партия протекала в трудной борьбе и закончилась после 244 хода. Чёрные вырвали победу в половину очка.

Это третий международный титул Ю. Кроме предыдущей победы в кубке Фудзицу в 1993 он выигрывал Кубок Инга, а с ним и 400 000$ в 1996 году, и был участником финалов в пяти международных турнирах. В прошедшие три года в его игре наметился спад, но победа над Ма, которого считают вторым после великого Ли Чангхо в мире, Ю ощутил, что снова приобрёл хорошую форму и вошёл в элиту мирового го. В Южной Корее только Ли Чангхо и Чё Хунхён имеют более высокий ранг.

За свои усилия Ю получил 20 миллионов иен, а Ма 7 миллионов. Кобаяси Сатору (Satoru Kobayashi) заработал 4 миллиона за победу в партии за третье место у Тё Тикуна.

Претендент на титул Мэйдзин

5-го августа закончился круговой турнир лиги Мэйдзин между 9 игроками оспаривавшими право стать претендентом на этот титул и бороться за него с Тё Тикуном. Три игрока закончили турнир с шестью победами при двух поражениях. По правилам турнира в этом случае играется партия между двумя имеющими наибольший рейтинг – Кобаяси Коити и Ёда Норимото. Оба считаются сильными соперниками. Кобаяси представляет старую гвардию, а Ёда, которому только 33 года, претендует на роль лидера японского го после схода со сцены Кобаяси и Тё. Кобаяси обладал титулом Мэйдзин семь лет подряд (с 1988 по 1994 годы) и много раз играл с Тё в матчах до семи побед, а Ёда встречался с Тё только однажды в матче за титул Кисэй (спонсируется газетой Yomiuri) в 1998 году. В тяжелой партии Ёда, игравший чёрными, вырвал у Кобаяси победу в половину очка.

Ожидается, что этот матч будет вехой в карьере как Ёды, так и Тё. Если Тё проиграет, то прозвучит сигнал к окончанию его полного превосходства в японском го, а если выиграет Ёда, то это будет прелюдией к появлению в элите японского го нового имени. После проигрыша титула Хонинбо относительно малоизвестному игроку, Тё должен доказывать, что остаётся сильнейшим игроком Японии. А Ёда стремится показать, что он не ординарный игрок, который выиграл несколько турниров второго плана, но споткнулся на пути к важному титулу. По этой причине предстоящий матч обещает продемонстрировать ряд интересных партий.

Сэмэай

В партии показанной на Д.1 мощный ход чёрных 20 позволил Ю Чангхёку уравновесить баланс территорий. Когда белые защитили правую сторону ходом 21, чёрные соединились 22. Теперь возник сэмэай (соревнование в скорости захвата камней противника) между отмеченными камнями белых и тремя чёрными камнями справа от них.

У трёх чёрных камней четыре степени свободы (дамэ), обозначенных буквами «А» на Д.2. У белых три дамэ, обозначенных буквами «В». Следовательно, чёрные выигрывают сэмэай. Например, если белые играют первыми, то они могут сначала устроить обмен 1 на 2 на Д.3, а потом начать закрывать дамэ чёрных ходом 3. Чёрные тоже закроют дамэ белых 4, и это соревнование продолжится до захвата чёрными четырёх белых камней ходом 8.

Предположим, что белые на ход 20 на Д.1 ответят 1 на Д.4. В этом случае чёрные соединятся 2. И снова у отмеченных камней справа только три дамэ (точки «А») против четырёх у чёрных.

Белые проиграют сэмэай и в этом случае, как показано на Д.5, но при этом потеряют не четыре, как на Д.3, а шесть камней. Следовательно, белые защитили большую территорию ходом 21 на Д.1.

Ход ч.20 на Д.1 – искусный тактический ход, который вырывает территорию внизу у белых. Но очень важен выбор момента для его совершения. Если чёрные сделают его слишком рано, до обмена 18 на 19, то белые займут слишком много территории наверху. Ход ч.18 работает как сдерживающий блок, запрещающий белым расширить свою территорию наверху и дающий чёрным некоторую территорию в центре.

Это была захватывающая партия, которая подвела итог чемпионату мира этого года.

Полную запись партии можно посмотреть на виртуальном гобане.



Пословицы го

Доска для игры го с её 361 пунктом очень велика. Для начинающего это огромная арена с количеством ходов приводящих в смущение. Трудно выбрать не только лучший ход, но даже хороший. К счастью, есть ряд эвристик, известных как «пословицы го», которые могут помочь пройти через лабиринт гобана и помочь выбрать подходящий ход. Возможно, что самый быстрый способ для неопытного игрока улучшить свою игру состоит в изучении этих пословиц. Известно более 200 пословиц го. Некоторые из них я приведу ниже.

Играй в центр трех камней!

В позиции на Д.1 ход чёрных и им следует построить два глаза, если они хотят выжить. Первое инстинктивное желание чёрных – расширить территорию как можно сильнее ходом 1 на Д.2. Ведь чем больше жизненное пространство у группы, тем проще построить два глаза. Но не всё так просто.

После хода ч.1 ход б.2 становится ходом в ключевую точку. Чёрные предотвращают соединение вторгшегося камня с основными силами блоком 3, но белые разрезают 4, и камни чёрных не могут избежать захвата. Если чёрные хотят продолжить сопротивление, то они должны начать его ходом 1 на Д.3, но ходом б.2 белые наносят атари пяти камням чёрных. На атари ч.3 белые ответят захватом 4. Ход ч.1 в 4 на Д.3 не обоснован, т.к. чёрные сами ставят свои камни в атари.

Ход 1 на Д.4 тоже не даёт чёрной группе двух глаз. Белые ответят 2. Если ч.3, то б.4. Теперь чёрные должны играть 5, а белые соединятся 6. Чёрные остаются с глазной формой из двух пунктов в углу, так что их камни погибли. Чёрные могли бы играть 5 в 6, но тогда их захватят 5.

Если игрок помнит пословицу «Играй в центр трёх камней», то он немедленно найдёт правильную точку, которая даёт два глаза в углу. Это ход ч.1 на Д.5. Это на одну линию дальше от центра трёх чёрных камней, именно на этот ход и указывает пословица.

Белые могут попытаться захватить чёрные камни ходом 2 на Д.6, но последовательность 3-5 приводит к построению двух глаз: один в пункте 1-1, а второй на месте захваченных белых камней 2 и 4.

Поннуки стоит 30 очков

Форма, показанная на Д.7, называется «поннуки». Когда она обращена в центр доски, она излучает большое стратегическое влияние, и при правильном использовании несёт потенциал, который сослужит игроку. Именно тот факт, что поннуки очень большой ход отражается в пословице.

На Д.8 показан пример того, как эта форма может встретиться в партии го. Белые дали фору 6 камней. После вторжения белых 5, чёрные начали атаку 6. Целью этого хода чёрных было сохранение территории на правой стороне ходами 8-12. Но белые при этом строят поннуки ходом 11. Затем играют 13, используя поннуки справа для обозначения претензий на большую территорию наверху. Даже если вы ничего не знаете о го, вы можете видеть, как эта форма излучает влияние по всей доске и простирается далеко, уменьшая преимущество шести камней форы.

Сначала срочный ход, а потом большой!

На Д.9 перед чёрными стоит ответственный выбор. Если они сделают ход в нижнем правом углу, то смогут захватить три камня белых и заработать более 25 очков. Но три их камня в верхнем левом углу останутся без базы и могут попасть под суровую атаку. Если игрок последует пословице, то он остановит свой выбор на стабилизации трёх камней наверху и позволит белым попытаться выжить внизу справа.

Если чёрные спустятся 1 на Д.10, то у них всё в порядке с территорией в нижнем правом углу. Но тогда белые начнут атаку на камни наверху слева. После хода ч.5, белые выбьют базу 6. Этот камень может соединиться со своими камнями наверху ходом «А» или с камнями на левой стороне ходом «В». Чёрным придётся строить два глаза в центре, но пока они будут заниматься этим, белые получат огромную прибыль в центре. Чёрные выбрали поражение.

Для чёрных стабилизация трёх камней наверху слева ходами 1 и 3 на Д.11 – срочная задача. Это принесёт им по крайней мере 10 очков в левом верхнем углу, их камни станут стабильными и смогут противостоять влиянию белых в центре. Белые могут выжить в нижнем правом углу создав ко борьбу последовательностью 4-7, но это локализованная борьба, не имеющая стратегического влияния.


Это последняя статья Ричарда Бозулича в разделе «Magic of Go» .

 




 

Игра го. разряды и фора.. Игра го. стили игры в го.. Игра го. великие игроки.. Игра го. стратегия.. Игра го. тактика..

 

Главная ->  Статьи