Главная ->  Статьи 

 

Задачи на жизнь и смерть в го


Ваш доктор сказал вам, что у вас обнаружили редкую форму рака, и вам осталось жить несколько месяцев, но через пять дней сообщил, что произошла ошибка, и с вашим здоровьем все в порядке. Вас заставили взглянуть в глаза смерти, а потом дали новую жизнь. Встретившись с плохим известием не нужно впадать в депрессию от того, что не сможете сделать все, на что рассчитывали. Настройте себя на жизнь в новых границах.

Похожие чувства можно испытать, когда значительно более сильный чем вы игрок разбирает вашу партию. Ваши ожидания и тайные надежды, тщательные расчеты последовательностей превращаются в пыль. Хотя такой опыт может быть вкладом в улучшение вашей игры, он так же может и принизить вас в глазах опытных игроков. Но эти игроки тоже должны изучать го таким же путем. И они любят, когда вы задаете им вопросы о го. Так что не стесняйтесь задавать вопросы.

В исследовании ходов мне помогает Исида Йосио, 9 дан, экс Хонинбо и Мэйдзин.

Решение задач прошлой недели

S.1. Для обеспечения жизни ход черных 1 правильный. Ходом 2 белые занимают вторую жизненно важную точку позиции, но ответ 3 обеспечивает глаз группе. На б.4 следует ответ черных 5.

R.1. Ходом 1 черные заняли другую жизненно важную точку, но из-за дамэдзумари (недостаток степеней свободы) ходы б.2 и 4 смертельны. Черные теперь не могут играть «А», т.к. два их камня окажутся в атари.

S.2. Ход ч.1. лучше, чем «А», потому что он не дает белым дополнительных возможностей. Ответ белых 2 выглядит естественно, но ходом 3 черные занимают жизненно важную точку, заставляя белых отвечать подчиненно 4. Ходом 5 черные строят мойо в центре. Ответ б.6 естественный, он не дает черным присоединить отмеченный камень. Теперь черные могут продолжать свое расширение в центр играя «С», или играть «В», чтобы попытаться запечатать белые камни. Черные могут и играть тэнуки (ход в другом месте доски), и нацелиться в «D» – хороший ход на будущее.

R.2. Кажется, что ход черных 1 тонковат, но черные могут не опасаться попыток белых разрезать 2-6. Ответы 7 и 9 создадут белым немалые проблемы.

Еще о косуми

Д.1. Здесь показана весьма распространенная форма белых. Что черным делать с ней? В соответствии с теорией, приведенной на прошлой неделе, ходы отмеченные крестиком приветствуются для одной стороны, а треугольниками для другой. Нужно выбрать правильный набор для каждой из сторон.

Д.2. Начнем с крестиков. Ход черных 1 – один из вариантов, но в результате последовательности до 10 получилось, что белые укрепили свою территорию, а группа черных камней стала объектом атаки. На основании этого результата крестики следует исключить из рассмотрения.

Д.3. Теперь посмотрим на треугольники. Ход ч.1 не самый репрезентативный представитель данного набора, но результат к ходу 11 намного лучше для черных, чем на предыдущее диаграмме. Теперь мы знаем, что группа ходов в треугольники соответствует задачам. На следующем этапе выбираем, какой из треугольников больше всего нам подходит.

Д.4. После хода ч.1 последовательность до 19 только один из множества вариантов. В результате черные удовлетворены построенной жизнью, но за это пришлось заплатить значительным усилением белых. Черные получили локальную прибыль, а белые нарастили глобальный потенциал.

Д.5. Что можно сказать о комбинации ходов отмеченных треугольником? Ходы ч.1 и 3 – тэсудзи. Последовательность до 12 – джосэки середины игры. Кажется, что белые получили некоторую территорию, но в действительности их позиция полна плохих адзи. Примером этому может послужить ход «А», направленный на использование адзи камня 7, а так же ходы «В» и «С», несущие опустошение при взаимодействии с камнем 3.

Поэтому результат хорош для черных. Так что вся прелесть сосредоточена в диагональных ходах 1 и 3.

Задачи

Задача 1. У черных есть естественный ход «А». Правильно ли это?

R.3. После хода ч.1 белым следует отыграть сэнтэ 2 и 4. Черные должны ответить. Ходы до 13 вполне вероятны, но теперь белые постепенно изолируют черную группу 1, 7, 9. Далее у белых широкий выбор действий от «А» до «D». Это означает, что инициатива в их руках.

R.4. Профессионалы не любят ставить себя в подчиненное положение, поэтому они могут захотеть сыграть 1. Но в результате последовательности до 8 белые получают прочную форму в центре, а отмеченные камни создают прекрасную глазную форму. Принципы, изложенные ранее, говорят, что ход 1 правильный. Теперь вернитесь и просмотрите всю статью заново. Это может породить новые идеи относительно задачи.

Задача 2. Ходы 1-9 – джосэки. Далее белые могут играть 10 и т.д. Но ход 18 – ошибка. Теперь черные могут захватить группу. Как это сделать? Как следовало играть белым?

 


Задачи на жизнь и смерть в го

В игры играют по разным причинам. Одна из самых очевидных это вовлечение в соревнование. Но во многих случаях это и получение положения в обществе, что может иметь социальное значение, в зависимости от культурной важности события или конкретной игры. Игры детей, такие как прятки или салки, тоже играют важную роль в социальном взаимодействии между детьми.

Игры, в которые играют сам с собой, например, компьютерные игры, тоже важны, т.к. они подразумевают первоначальную подготовку к ситуациям в реальной жизни. Например, имитатор полета широко используется авиакомпаниями для улучшения навыков пилотов.

Часто бывает возможно «прочесть» мысли соперника, т.к. многие люди не умеют скрывать свои намерения, как бы они не старались.

Тем, кто хочет попытаться «читать мысли» других людей можно посетить фестиваль настольных игр, который пройдет 3 июня в здании Shinjuku Post Office у западного выхода из станции JR Shinjuku Station в Токио. На фестивале будет представлено более 30 различных игр, таких как го, шахматы, шашки. Будут проходить демонстрации этих и многих других, в том числе и редких игр. Ожидается присутствие более 300 человек.

Убийство в углу

Решение задач прошлой недели

S.1. Ход черных 1, а не «А» более надежен и дает белым мало из того, на что они рассчитывали. Если белые хотят атаковать отшельника справа, то 2 будет одним из способов. Но ходом 3 черные занимают критическую точку, т.к. разрушают глазную форму белой группы. Ходы до 13 теперь естественны, но у черных нет неприятностей ни с какой стороны. Далее возможна последовательность ч.«В», б.«С», ч.«D», б.«Е», ч.«F», б.«G», после которой черные смогут применить тэсудзи «Н» для построения глаз.

S.2. Комбинация 1 и 3 захватывает группу белых. После б.6 ответ черных 7 выглядит чопорно, но после б.8 появляется изумительное тэсудзи 9, которое использует дамэдзумари подготовленное ходом 3. Белые могут играть «А» или «В», но ходом «С» черные завершают операцию в углу.

R.1. Черным не следует играть сразу 1 в пункт 3 на S.2. Если сыграть так, то белые сыграют ханэ 2, и черным нужно будет защищаться 3 или где-то поблизости от пункта 3. После б.4 на ход 5 белые ответят 6, гарантируя выживание группы.

R.2. Раз в этом варианте черные захватывают группу белых, то как следовало играть, если хочется продолжать в углу? Белые совершили ошибку, в защите. Следовало спуститься 1. Теперь черные могут начать ко борьбу ходом 6. Но белым не нужно начинать ко немедленно (ходом 7, на который черные ответят 8). Сначала они могу попытаться захватить внешние камни черных. Именно здесь и находится опасность, поэтому черные скорее захватят отмеченный камень ходом «А», чем начнут ко борьбу.

Жизнь и смерть в го

За доской го мы обычно пытаемся убивать группы вначале ограничивая им пространство, а затем нанося удар в жизненно важную точку. Звучит логично, не так ли?

Испытайте эту теорию на следующих задачах.

Задача 1. Черные начинают и захватывают угол белых.

R.3. Ход черных 1 ударяет в сердце группы, но пренебрегает первым принципом.

R.4. После хода 4 белые строят два глаза, один в «А», а второй в «В».

Задача 2. Черные начинают и захватывают угол белых.

R.5. Ход 1 уменьшает жизненное пространство до минимума, но после хода б.6 пункты «А» и «В» становятся миаи (черные занимают один из них, а белые другой). Опять черные пренебрегли первым принципом.

Задача 3. Черные начинают и захватывают угол белых.

R.6. Ходы черных 1 и 3 – хорошая тэсудзи комбинация, но белые получают сэнтэ ходом 8, а затем расширяют жизненное пространство, и в конце концов занимают жизненно важную точку 12. Добыча ушла от черных.

Задача 4. Черные начинают и захватывают угол белых.

R.7. Ход черных 1 в некоторой степени ограничивает пространство, но умелая комбинация 2 и 4, за которой следуют ходы до 8, позволяет белым построить два глаза «А» и «В».

 



 

Игра го. женщины в го. Игра го. чемпион мира.. Го и образование. Игра го. легенды о возникновении го.. Игра го. международные турниры..

 

Главная ->  Статьи