Главная ->  Статьи 

 

Задачи на жизнь и смерть в го


На прошлой неделе обсуждалась возможность того, что в ближайшее время будет коронован новый Хонинбо. И в самом деле О Мэйен из Тайваня сумел потеснить Тё Сондзина, который только в прошлом году завоевал этот титул. Давайте посмотрим, как О Мэйен сделал это выиграв в партии 10 с половиной очков. Тё Сондзин играл белыми.

Принципы киаи

Как отмечалось на прошлой неделе у О Мэйена нет специфического стиля игры, он демонстрирует сильную игру применяя различные стили и отличается избытком киаи. Что такое киаи? Этот термин используют в бизнесе, военном искусстве, в го и обычно переводят как «бойцовский дух». По отношению к го такой перевод упрощен, киаи может относиться к позиции, в которой игрок готов ждать подготовленного результата 30-50 ходов. Киаи так же означает планирование и превосходство над планом соперника.

Д.1. Черные раскрыли свою стратегию ходом 7, но белые игнорируют этот ход и играют 8 и 10. Игнорирование ходов соперника – еще один вид киаи. Вместо 10, белые могли играть 11, но именно на это и рассчитывали черные – на борьбу.

12 – хороший ход белых, который заставляет черных защищаться 13. Продолжение 14 тоже хорошее. На ход черных 15 есть один ответ белых – 16. Стратегия белых в том, чтобы область между камнями 16 и 14 превратить в свою прочную территорию. Естественно, что черные желают предотвратить это, либо заставить белых защищаться так, чтобы черные захватили территорию в другом месте.

21- первый ход, который можно назвать «неочевидным». Естественным был бы ход 22. Что могло произойти после такого хода понятно всем, но ожидание белыми хода черных 22 может послужить достаточным основанием хода 21 для черных. Иными словами, белых подвели к выводу, что они ошиблись в надежде на очевидность.

Белым нужно что-то делать, и они используют естественную комбинацию 22, 24, 26. Но что теперь? Ход 28 вызывает ответ 29, и белых заставили ответить 30, хорошим ходом. Этот тип стратегии тоже киаи. В чем же состоит план белых?

R.1. Если бы вместо хода 33 черные сыграли 1 и 3, то белые зажали бы камни черных в сэнтэ 4 и 6, а потом сходили бы 8 (или где-то в этом районе). После хода 8 сфера влияния белых наверху выросла бы до больших размеров, но оставались бы возможность сменить ее цвет ходами в точки отмеченные крестиком, или неглубокого вторжения в районе пункта отмеченного треугольником. У белых есть движущая сила, что не нравится черным.

R.2. Ход черных 1 (47 на Д.1) – еще один вызов. Почему белые выбрали атари 48? Если они защитятся 2, то черные поддержат свою слабую группу наверху ходом 3. Теперь белые могут оказать давление на две группы черных 4 и 12, но черные усилят свои камни ходами 13-19 и соединятся с внешним миром 21. Даже если белые ударят 22 ходы 23 и 25 гарантируют жизнь. Белые должны отвечать 26 и черные получают сэнтэ для атаки белых камне в центре или вторжения в нижний левый угол. Если черные соединят свой отмеченный камень ходом «А», то белые перехватят инициативу.

R.3. Белые будут осчастливлены защитой черных 3. Они смогу переключиться на ход 4 и увеличить свою прибыль наверху. Если черные разрежут 5, то они потратят еще ход 7 на захват отмеченного камня белых, уже сыгравшего свою роль и заставившего черных соединиться 3. После нескольких атари черные должны соединиться 13, и ход белых 14 приносит страдания черным камням. При случае белые смогут играть «С» в сэнтэ (перед этим устроив обмен «А» на «В»), а черные должны будут защищаться от угрозы «D», сами заняв этот пункт или пункт на линию выше.

Возвращаясь к Д.1, мы видим, что ход белых 48 вынужденный и далее черные играют 49. После хода черных 51 белые не могут защитить свои камни слева, и вынуждены захватывать 52. Но после хода черных 53 белые отстают по территории и их нижний левый угол в опасности.

Д.2. После хода черных 1 (53 на Д.1) черным нужно что-то делать. Они выбирают вторжение 2. Оно работает, но приносит только маленькую жизнь в углу, а черные получают внушительную прочность в центре. Видимо по этой причине белые соединились 10, а не разыграли джосэки (см. Задачу 1). После того, как черные ударили в слабую точку угла 11, забурлила беспорядочная борьба (см. R.4).

Ходом 32 белые заняли жизненно важную точку в форме черных, но может быть, белые перестарались. Черные сильно бьют 33, 35, и начинается новая большая схватка. Ходы черных 37 и 41 тоже сильные. Но белые не сдаются и в ответ на 49 играют 50. Черные игнорируют это и концентрируются на центре, где и захватываю камни 28 и 30, которые первоначально были разрезающими. Это болезненно для белых особенно потому, что возникает опасность отрезания отмеченных камней в центре и отмеченные камни в углу окажутся изолированными.

R.4. У белых реальные проблемы. Они хотят вторгнуться «В» или «С», но если поступят так, то потеряют камни, отмеченные треугольниками. Более того, если черные станут слишком сильными в центре, то камни, отмеченные крестиками, попадут под обстрел. Ко в «А» – еще одна проблема, с которой столкнутся белые.

Задача

Задача 1. Эта ситуация возникла после хода черных 61 (ч.9 на Д.2). Белые присоединили камень 7. А что они должны делать по джосэки? Заметим, что отмеченный камень находится в правильной точке при вторжении белых. Ход «А» тоже возможен, но оставляет слабости в двух местах. Отмеченный камень оставляет большую слабость на правой стороне, но это забота черных заставить белых устранить данное адзи.

 


Фусэки и борьба в го

Компьютер, выполняющий большую часть работы по запоминанию, помогает нам сосредоточиться на размышлениях. Хотя мы можем высоко ценить способность компьютера запоминать информацию, давайте не забывать, что индивидуальные способности, ловкость и упорство в борьбе необходимы для победы в сражениях.

В настоящее время акцент в развитии го падает на начальную стадию партии – фусэки. Долгие годы Япония диктовала, как нужно играть в го. Но в последние годы власть захватили южнокорейские и китайские игроки. Почему? Я полагаю, что современное японское го уделяет слишком много внимания заучиванию фусэки, забывая об умении развивать их. Хотя в последнее время намечаются изменения.

Давайте рассмотрим партию, сыгранную более 300 лет тому назад, в которой, по общему мнению, отсутствует понимание сути фусэки, но есть все остальные аспекты хорошей схватки.

Благодарность старым мастерам

Хонинбо Досаку (1645-1702) сменил свое имя Ямадзаки на Досаку перед тем как возглавить самую главную из четырех го фамилий: Хонинбо, Ясуи, Иноуэ, и Хаяси. В 1678 году он так же стал четвертым Мэйдзином. Этот титул возник в прошлом и присуждался тем, кто достиг 9-го дана. Досаку известен как «святой игрок го», потому что он был, по крайней мере, на камень сильнее своих современников. В наше время Мэйдзин это ежегодный турнир, но в прошлые времена это был обряд посвящения для сильнейшего игрока своего времени. Досаку признан лучшим из 10 игроков получивших звание Мэйдзин.

Это партия между Хонинбо Досаку (белые) и Сунчи Ясуи (черные, 2 камня форы), игралась 19 ноября 1683 года в замке Эдо.

Д.1. Как более слабый игрок Ясуи против Досаку всегда играл черными. В каждой третьей партии он получал два камня форы.

Ходами 4 и 6 белые не обращают внимания на пустой угол вверху слева. В нынешнее время, пустой угол занимают в первую очередь, но в те времена не редко можно было видеть партии, в которых пустой угол полностью игнорировали.

Ход черных 5 считается слабым в наше время, но был стандартным в те времена.
В настоящее время предпочитают играть клещи «А» или защищаться «В».

Ход черных 15 следовало делать в 1 на R.1. Последовательность до 11 дает черным лучшую форму.

И снова игнорируя камень 8 белые строят базу 22, 24 и угрожают атакой на камни черных в нижнем левом углу, не оставляя черным выбора кроме защиты 25.

Белые получили сэнтэ и переключились на 26.

Черным следовало играть 27 в «С», потому что их позиция ясно показывает отсутствие баланса.

Ход белых 28 – мощный боевой ход. Вместо него, можно было играть 1 и 3 на R.2. Это простые ходы, которые создают миаи скольжения в угол, а если черные защищаются 4, то давления 5. Если черные защищаются 6, то белые могут играть 7 – еще один драчливый ход.

Черные отвечают хорошим спокойным ходом 29. Разрезание 1 на R.3 будет означать неприятности. Белые разрезали бы 2. Обычно, ход ч.3 хорошая тактика в подобных случаях, но результат после хода 14 плохой для черных.

Вместо 31 черным следовало играть 33.

После обмена 34 на 35 разрезание 36 – энергичная стратегия.

Ходом 39 черные показывают, что готовы пожертвовать камнем 31, но белые 40 – прекрасное противодействие, это объявление войны. Если белые вместо 40 сыграют 41, но черные продолжат давление «D», после чего белые почти обязаны отвечать «Е», за чем последует еще одно давление черных «F». Пока черные давят, белым становится все труднее и труднее вторгаться на правую верхнюю часть и бороться в центре.

Ходы 45, 47, и 49 сильные и показывают, что искусство игроков 300 лет тому назад не уступало современным игрокам го. Возникла борьба, которая привела к огромному ко.

Д.2. После форсирования 2-6 белые сделали острый ход 8. Но черные не отступают и продолжают борьбу 9. Теперь ход 10 неизбежен и после обмена 12 на 13 белые первыми пробивают ко 14 на месте камня 4. Черные наносят ко угрозу 15 на которую белые должны отвечать. Теперь черные пробивают ко 17 на месте отмеченного камня. Ход белых 18 – ко угроза, но черные игнорируют ее соединяясь в 4. Завершая ко угрозу белые ходом 20 берут большую территорию.

Ход черных 21 обсуждался многими поколениями игроков. Это блестящий ход или промах? Его блеск проявился через 50 ходов, когда черные сыграли в «А», но мало кто верит в то, что Ясуи мог бы просчитать на столько ходов вперед. Что бы ни было правдой, но белые, дабы избежать сложностей, переключились на 22 и пожертвовали камни в углу. Ход черных 27 заставляет белых защититься 28, после чего черные отбирают угол ходом 29. Теперь у белых сэнтэ, и они ходом 30 начинают прекрасную последовательность, которая освободит их группу наверху справа и соединит ее с группой внизу справа, попутно получив территорию и влияние. Ходы белых 48 и 52 заслуживающее внимания тэсудзи «щелчок по носу».

Д.3. Ходы черных 1 и 3 позволяют сыграть тэсудзи 7 и 9. Белые не могут сопротивляться спуском 11 вместо хода 10. Черные ходом 11 форсируют ответ 12 и оставляют 31 на будущее – этот ход подведет итог партии. После хода черных 13 белые могли бы пойти «А», чтобы устранить адзи, но тогда черные сыграли бы «В» получая прочность. Теперь белые ударили 19 – очень изобретательный ход. В книге Охиры Сюдзо 9 дан Appreciating Famous Games эта ситуация разобрана подробно на десяти диаграммах. В одном из вариантов содержится интересная задача (см. Задачу 1). В партии черные сыграли 31 и довели партию до победы с разницей в одно очко.

Задача

Задача 1. Черные начинают и захватывают отмеченные белые камни.

Решение задачи прошлой недели.

Последовательность до 16 – правильная для черных. Тем не менее, позволить черным соединиться 11 и получить прочную стену означало бы сильный сдвиг партии в пользу черных. По этой причине белые поставили на карту весь угол и протрубили сигнал к битве.

 



 

Игра го. тактика.. Го и война. Игра го. го в интернете.. Го, война и мир. Анализ го партии между двумя молодыми профессионалами.

 

Главная ->  Статьи