Главная ->  Статьи 

 

Выиграл схватку, проиграл войну


В матчах за главные го титулы оба игрока обычно играют осторожно, и бывает, что партии, публикуемые в газетах, не захватывают читателя. В противоположность этому несносная молодежь, го игроки рангом пониже, напрягают все силы, залезают в большие сэмэаи, ставят всю партию на ко и идут в рукопашный бой, начинающийся от угла и распространяющийся на всю доску.

Такое оживление мы видели в партии между Тё Тикуном (черные) и Йодой Норимото в матче за титул Мэйдзин. Йода в этой партии проиграл схватку, но выиграл войну и титул.

Тё перестарался

Мы начали смотреть эту партию на прошлой неделе и закончили на 68м ходу. До этого момента белые постоянно убегали.

Д.1. Когда Тё сделал 69й ход (1 на этой диаграмме) он, конечно же принимал в расчет общую ситуацию на доске. Ход белых 16 вынужденный, т.к. он позволил соединить большую группу с правым верхним углом. Теперь ход Тё 17 – это ход который должен был принести перемены (его можно предугадать, без расчета слишком большого варианта ответов белых).

Белые сначала форсировали 18-22, а затем элегантно защитились 24, готовя оружие к бою. Заметим, что они не устроили обмен «А» на «В». Так же обратим внимание на то, что ходами 17 и 25 черные не прилипали. Две недели тому назад мы говорили об этом принципе атаки. Прилипание только помогает усилить противника.

Д.2. После хода ч.1 белые ударили с другой стороны 2. Это вызвало обмен 3 на 4, давший белым хорошую глазную форму. К тому же черные теперь обременены разрезанием. Ход ч.5 вызвал обмен 6 на 7, который позволил черным в дальнейшем сыграть 15 и 17. До этого момента Тё хорошо считал варианты. Йода атакует 8-12, затем удивленно бормочет что-то в ответ на ход Тё 13. Вероятно Тё видел что-то такое, чего не видел Йода. Комментаторы посчитали ход 14 не хорошим. Ходами 15-21 черные убили группу белых в центре, и комментаторы решили, что результат партии предрешен. Но, затем белые сыграли 22, 24 а затем 26 – непостижимый на первый взгляд ход (см. R.1.).

Д.3. После захвата отмеченной группы в центре черные, казалось бы, направились к победе ходами 1-7. Но ходами 8-22 белые закрыли всю левую сторону. Черные сумели отрезать камень ходами 23-31, но чем больше думаешь о захваченной белой группе в центре, тем хуже становится черным (см. R.1). В партии после хода ч.63 белые захватили этот камень. Черные закрыли дамэ ниже и началась ко борьба. В конце концов, черные даже не смогли выиграть ко и сдались на 196м ходу (последние 15 ходов не показаны).

R.1. После ходов ч.1 и б.2 начинается сэмэай. У камней черных восемь дамэ (помечены знаком Х), а у окруженных камне белых пять дамэ вместе с ко – ч.«А», потом «В», б.«С», ч.«D», ч.«Е», ч.«В» и теперь, если черные выигрываю ко, то смогут занять пункт «F» для того, чтобы захватить группу. Естественно, что черные хотят прорваться в территорию белых ходами «G» или «Н», но в вытекающей из этого борьбе они могут потерять два или более дамэ. Это означает, что ко становится очень большим и черные не могут себе позволить проиграть его.

В конце концов, даже если черные выигрывают ко, им нужно будет ставить камни в свою территорию, для окончательного захвата белых камней. В группе только 10 белых камней, что дает черным не так много, только 20 очков. В то же время белые сохранят территорию в районе «G» и «Н», что стоит более 10 очков. К этому добавляется большой угол наверху слева. Всего около 30 очков в этой части доски. Иными словами локальный успех черных был пирровой победой, которая стоила им титула.

R.2. Анализ показал, что вместо хода 1 на Д.2 черным следовало играть 1 на этой диаграмме. Ответ белых 2, видимо, лучший. Далее черные могут сыграть двойное какари 3, беря в клещи отмеченный камень белых. В дальнейшем, если белые играют «А», то черные могут ответить «В», б.«С», ч.«D».

Решение задач прошлой недели

S.1. Вместо хода 1 на Д.1, черные должны были разрезать 1, как показано здесь. Ходом 9 черные создают лестницу. Ходом 10 белые ставят прерыватель этой лестницы, но ответ черных 11 хорош. Он захватывает два отмеченных камня. Если б.«А», то ч.«В». Более того, черные нацелились на разрезание «С» и «D», хотя белые и защищаются от него в сэнтэ 12-16.

Ходы 18-35 – один из вариантов дальнейшего продолжения игры. Крестиками обозначена линия, по которой черные без особых усилий смогут построить территорию, опираясь на силу и влияние.

S.2. Ход черных отмеченным камнем опровергается комбинацией 1, 3 и 5. Черные могут захватить камень белых 3 ходами 4 и 6, но если они соединятся в 3 после б.7, то потеряют всё, когда белые разрежут 9.

Задача

Черные начинают и отрезают отмеченный камень.

 

 


Развитие игры в го

С течением лет го изменяется, как в тактической, так и в стратегической частях. Если для какого-то тактического приема обнаруживается опровержение, то и основывающаяся на нем стратегия также теряет значение.

Такие изменения можно обнаружить в джосеки. Словом «джосеки» обозначают жестко заданный, стандартный розыгрыш. Многие уверены, что джосеки разыгрываются только в углах и только в начальной стадии игры, но часто в джосеках разыгрываются большие территории на сторонах, и, хотя большинство джосек действительно разыгрывается в начале партии, существуют стандартные последовательности ходов, которые можно назвать джосеки середины игры. Поскольку джосеки применяются практически в каждой партии го, подразумевается, что производимый в них обмен равен для обеих сторон.

Тем не менее, необходимо сделать одно замечание. Игроки часто разыгрывают джосеки в уверенности, что результат будет равным. Как бы не так. И в этом, конечно же, причина существования такого большого количества джосек. Лично я уверен, что их существует более 10000.

Есть поговорка, согласно которой, чем больше джосек ты изучишь, тем слабее ты станешь. Причина этого очевидна. Люди разыгрывают джосеки, не задумываясь над тем, применимы ли они в данной конкретной ситуации.

Если вы серьезны в стремлении усилить уровень игры, могу предложить вам следующий метод изучения джосеки. Во время разыгрывания джосеки представьте себе конечный результат, другими словами до того, как вы разыграете её, представьте себе, как будет выглядеть позиция на доске. Проделайте это для всех джосеки, которые вы знаете и которые применимы с учетом текущего положения камней на доске.

Каждый ход в джосеки имеет свою цель. Убедитесь, что вы понимаете эти цели; на самом деле каждый последующий ход нужно рассматривать с осторожностью.

Джосеки часто состоят из последовательности тэсудзи (ходов, спасающих ситуацию) и часто изменяются из-за обнаружения мощных тэсудзи. Изучите эти тэсудзи.

Камни, стоящие по соседству, часто влияют на джосеки, такие например как ситё-прерыватели.

Диаграмма 1. Вот пример базового джосеки, которое с годами подверглось изменениям. Если быть точными, это вероятно связано с вопросами стратегии. 6 можно играть в «A».

Диаграмма 2. Позиция после хасами 5. Розыгрыш до 12 – стандарт. Хотя ход в «A» и велик, белые часто играют тэнуки (в другом месте). В этом случае черные должны сделать обмен 13-14, как только представится возможность.

Диаграмма 3. Здесь изображен современный подход к позиции. Прежде чем решить, играть в «A» или 3, черные могут сыграть какари (приближение к углу) 1. Белые обычно отвечают 2, постольку они опасаются последствий, которые могут возникнуть, если позволить черным сделать двойное какари ходом в этот пункт. После того, как белые ответят 2, черные больше не должны принимать в рассмотрение ход в «A», так как это будет оверплэй, поэтому обмен 3 - 4 становится корректным. После этого черным следует играть в 5 (или в пункты «B» или «C»).

Диаграмма 4. Если черные изменят порядок ходов и сделают обмен 1-2 вначале, белые ответят по-другому. Поскольку позиция белых в правом верхнем углу сильна, они не боятся вторжения черных в этом районе. Поэтому могут забрать территорию ходом 4. Белые довольны, потому что они захватили много территории, в то время как камни черных на левой стороне переконцентрированы.

Диаграмма 5. Так как на Диаграмме 3 черные выполняют свой замысел, белые хотят изменить течение событий. Одной из идей является хасами 2. Последовательность до 13 наблюдалась в нескольких недавних партиях, сыгранных профессионалами. Но теперь белые имеют сэнтэ и могут сыграть в «A», ход, которые в определенных обстоятельствах может оказаться очень сильным.

Диаграмма 6. По этой причине черные играют 1, после чего разыгрывается последовательность до 15. Это один из примеров того, как джосеки прерывается (в верхнем правом углу), чтобы разобраться с другим углом, до того, как будет принято решение, каким из вариантов следует закончить джосеки.

Диаграмма 7. Здесь представлена одна из современных разработок. Ходы с 1 до 4 – стандарт. Теперь черные могут выбирать между ходами в 5 и 6. Если они выберут ход в 5, белые вытянуться 6. По старому джосеки предполагалось ответить в 7, после чего белые играют 8, идея этого хода состоит в том, что в дальнейшем они смогут продолжить на любой из сторон. Если черные защищаются 9, ход белых 10 будет очень сильным. Черные 11 – великолепное тэсудзи, которое стоит запомнить, но даже несмотря на это, позиция черных является ужасающе низкой.

Диаграмма 8. Следующим этапом развития был вариант с ходом черных 7, вместо хода в пункт «A». После хода белых 8, черные по-прежнему распространялись 9.

Диаграмма 9. Ход белых 10 выглядит сильным, но у черных заготовлен ответ. Ходы до 14 вынужденные, и белые угрожают захватить угол, но тэсудзи черных 15 спасает камни в углу, после чего неизбежно следуют ходы до 19. Очевидно, что положение отмеченного камня крайне нелепо.

Диаграмма 10. Ход 8 пробовался белыми в нескольких профессиональных партиях. Идея его заключается в получении результата, как на диаграмме 9, но с отмеченным камнем в пункте 8. В этой ситуации черные играют 9, но после ходов до 19, белые могут захватить инициативу ходом 20. Имейте в виду, что ход белых 16 производится с оглядкой на возможное ситё.

Диаграмма 11. Этот вариант возник в финале Мирового Кубка Фудзицу, разыгранного между Ю Чханхек (черные) и Ма Сяочунь (белые). Оба игрока выбрали острую игру, в результате которой белые захватили четыре черных камня, но черные сумели развиться на двух сторонах, получив, таким образом, более-менее равную позицию.

Некоторые другие варианты этого джосеки мы рассмотрим на следующей неделе.

Ответ на задачу прошлой недели.

Черные 1 – хорошее тэсудзи, которое вынуждает белых отвечать в 4 и 6. Теперь черные могут построить крепкую стенку, изолируя белый камень слева.

Дополнительная диаграмма 1. Это неверный ответ. Черные 1 разрезает позицию белых, но после хода белых 2, черным необходимо отвечать 3. После хода белых 4, точка разрезания в A станет источником постоянной головной боли для черных.

Задача

В ответ на ход отмеченным белым камнем, черные сыграли 1 и 3. Укажите продолжение игры за обоих игроков после хода белых 4.

 

 



 

Игра го. международные турниры.. Фусэки сюсаку. Основы стратегии го. Задачи на жизнь и смерть в го. Игра го. тактика вторжения.

 

Главная ->  Статьи