Главная ->  Статьи 

 

Разбор сложной го задачи


Новые ходы в го открываются постоянно. Количество возможных ходов го партии необозримо. Существует более 10000 джосеки (стандартных розыгрышей), в дополнение к множеству вариантов фусэки (начальных розыгрышей). Однако твердое понимание одних только принципов, на которых строятся джосеки, должно дать игроку значительное подспорье в игре. На этой неделе мы рассмотрим эти принципы в ходе анализа идей, используемых при развитии джосеки.

Ответ на задачу прошлой недели.

Задача. На прошлой неделе был задан вопрос о том, какое продолжение партии должны выбрать оба игрока. Эта задача нелегка и для нее не существует однозначного ответа. Лучшее, что мы можем здесь сделать – это попытаться понять, на чем основаны разнообразные решения, которые можно найти в партиях лучших профессионалов.

Диаграмма 1. Черные могут сыграть в 1, 3 и 5, в результате чего будет получено ситё. Если это ситё не работает за черных, им не следует играть 5, так как черные камни погибнут. Обратите внимание, что, сыграв 16 в 17, белые могут немного сместить ситё вправо. Это является недостатком позиции для черных. С другой стороны, белым необходимо, чтобы ситё было в их пользу.

Диаграмма 2. Другим вариантом игры за черных будет ход 5 на данной диаграмме. Но теперь белые получают сэнтэ, что позволяет им сыграть в 10, оказывая сильное давление на три отмеченных камня черных.

Диаграмма 3. Вместо этого, черные могут переключиться на ход 3. Ходы до 8 – ясное продолжение. Этот обмен не является плохим ни для кого из игроков, но при этом следует учитывать общую позицию на доске.

Диаграмма 4. Ходы с 6 по 12 – великолепное тэсудзи (идеальный ход в локальной позиции). Но после того как черные соединяться ходом 13 на месте отмеченного захваченного камня белых, белые будут вынуждены создать плохую форму ходом 14. Ход черных 15 нацелен на получение контроля над центром доски, в то время как группа белых в углу все еще не является стопроцентно живой.

Диаграмма 5. Вместо 14 на предыдущей диаграмме, белые могут сыграть 14, как показано здесь, следует ожидать ответа черных в 15 и 17. Белые могут попытаться убить камни черных ходами 18 и 20, но ответное тэсудзи 21 и 23, и последующее за ним тэсудзи 25-31 приведет к ужасным для белых последствиям, даже в случае, если ситё не будет работать за черных. В этой позиции пункты «A» и «B» являются миаи. Если же ситё работает за черных, они смогут не производить обмен 27-28.

Диаграмма 6. Частой ошибкой начинающих является ход 6 (вместо хода 6 на диаграмме 3), который делается с уверенностью, что он укрепит стенку белых. Если следующим ходом станет 8, черные ответят ходами с 9 до 13. Теперь становится очевидно, что камень 6 и, в меньшей степени, отмеченный белый камень потеряли свой смысл. Более того, стенка белых сама попала под атаку.

Рассмотрев все эти варианты, мы можем сделать некоторые выводы.

  • (1) Ситё должно быть благоприятно для белых.
  • (2) Если первый пункт выполняется, то диаграмма 3 является лучшим вариантом для обоих игроков.
  • (3) Если один из игроков отклонится от этого пути, то противник должен иметь наготове несколько тэсудзи.
  • (4) Понимание формы и силы камней крайне важно, например, смотрите ход 6 на диаграмме 3.

Ну, и напоследок, вопрос. Что если ситё благоприятно за черных?

Ответ: ход 12 на исходной диаграмме является плохим.

Диаграмма 7. В этом случае белые должны защититься 12, создавая миаи: ход в 13 или атака трех черных камней ходом 14.

Диаграмма 8. Если черные решат защититься 13, то белые поставят его в очень затруднительное положение, так как после ходов 14 и 16 черные потеряют угол.

Диаграмма 9. С учетом вышесказанного способный игрок может предложить комбинацию 13-15, вроде бы, устраивающую обе стороны. Однако, профессиональный игрок немедленно отбросит ее из рассмотрения, так как в результате белые становятся слишком сильны в центре. Вдобавок, белые могут сыграть комбинацию б.«A», ч.«B», б.«C» и построить еще большую плотность. Белые также могут начать с хода «C», и если черные ответят «A», то у белых появляется хороший ход «D», на который черные вынуждены отвечать «E», после чего белые могут взять угол, разрезав «F». Другими словами, белые могут сделать все что угодно. Ход в 13, который является защитным, но только в некоторой степени, называется «маниавасэ» («временная мера»).

Одной из главных черт профессионалов, которые отличают их от любителей игры в го, является то, что профессионалы редко делают такие «временные» ходы, в то время как любители делают их постоянно.

Из этого можно извлечь следующий вывод: если вы вынуждены защищаться, делайте это правильно. Если вы сделали «временный» ход, вы можете бросить позицию на некоторое время, но позднее вам придется вернуться, чтобы защитить оставшиеся слабости. Иными словами, вместо того, чтобы сделать задуманное при помощи одного хода, вам придется потратить два. И все же, для этого джосеки нет однозначного ответа, и лучшие из профессионалов много экспериментировали с ним.

Разбор множества вариантов кому-то доставит радость, а для кого-то станет тягостной задачей. Те, кто получает удовольствие от разбора множества вариантов и при разборе джосек «залезают в дебри», станут сильнее, а сила тех, кто боязливо отступает, будет расти медленнее.

Задача этой недели

В качестве компенсации, за трудности, встреченные на этой неделе, рассмотрим интересную задачу на фусэки.В ходе этой партии за титул Одза, разыгранной между О Риссэй (Одза, черные) и Тё Тикун (25-ый Хонимбо, белые), перед О возникла следующая задача, в которой участвует вся доска. Куда должны сыграть черные после хода белых 38?

 

 


Как учить игре в го

Я не делаю секрета из того, что я скорее буду валяться на диване, чем подметать под диваном. Но если вы хотите быть ленивым, вы должны действовать эффективно.

Ширли Конран
дизайнер, журналист

Какое прекрасное и универсальное высказывание! В этом плане го ничем не отличается от работы по дому. Главное – это знать, что и когда делать. Вспоминается множество пословиц (в том числе и японских), например: «Ввязывайся в драку осторожно», «Выиграл сражение – проиграл войну», «Богатый человек не должен сражаться», смысл которых сводится к тому, что, захватив лидерство, вы больше не должны провоцировать стычку, которая может иметь для вас роковые последствия.

При обучении современной теории управления, упор в которой делается на лидерские качества, принято считать, что руководитель определяет наиболее эффективный способ рубки дерева, хороший руководитель определяет какое из деревьев нужно срубить, но истинным лидером является тот, выбирает лес.

Поучительная победа лени над жадностью

Такемия однажды охарактеризовал игру своего соперника как «го в подземке», добавив, что все хотят доехать до места назначения, но почему бы не получить удовольствие от поездки, рассматривая по дороге окрестности? Нужно отметить, что космический стиль Такемии смотрится очень эффектно и высоко ценится среди любителей. Его стиль кажется простым (почти ленивым), однако за ним скрывается глубочайший анализ. Кобаяси, напротив, играет очень практично, его стиль можно описать, как стремление получить выгоду любой ценой. Его глубокое понимание игры и способность находить верное место для очередной битвы заработали ему множество титулов.

Д.1
Для того чтобы выбить почву из под ног белых и начать битву, правильный будет ход чёрных 25. Ходами 26-30 белые начинают построение базы. Ход 31 перекрывает белым пути бегства в центр, не оставляя белым никаких возможностей кроме построения двух глаз. Комбинация 36, 38 позволяет белым сжать камни черных 41, 31 и 47, вынуждая черных соединиться 53, а затем 55. Однако теперь белые вынуждены обеспечить себе жизнь 56, 58. A – это глаз, но черные могут сыграть B, белые ответят C, черные D, белые E, черные F, уничтожая таким образом второй глаз. Ход 58 позволяет белым построить второй глаз в H, сыграв в G, после того как черные начнут последовательность с A по F. К концу диаграммы 1, белые, потратив 13 камней, получили два глаза (или от 2 до 5 очков, в зависимости от того, кто первым сыграет в G).

Д.2
А в это время черные построили стену, влияние которой распространяется по всей доске, и эффект от хитроумно поставленных помеченных камней в такой позиции – что слону дробина. Черные 61 вынуждал белых либо пожертвовать свою «дробину», либо бежать. Белые вновь решили создать отдельную живую группу последовательностью ходов с 64 по 88, потратив 12 камней ради жалких двух очков. И вновь черные получили внешнее влияние. В придачу ко всему, за этим последовала великолепная комбинация черных с 89 до 100, в результате которой черные захватили четыре белых камня, в то время как белая группа на верхней стороне по прежнему не имела гарантированной жизни. Вы можете подумать, что белые намеревались отстоять отмеченную крестиками область, но ничего даже близкого к этому не произошло: черные разрушили большую часть левого нижнего угла и территорию на левой стороне, воспользовавшись, что были сильны в центре.

Легкость, с которой черные шли к победе, убедительно демонстрирует, какую мощь может иметь влияние, и то, какие проблемы вы можете создать себе, если будете стремиться только к увеличению собственной территории и разрушению территории вашего соперника.

Думай лениво!

Д.3
Это партия между Исидой Ёсио, тогда 7 дан, и Фудзисавой Сюко, 9 дан. Лига Хонинбо, 1971 год. После того, как были разыграны углы ход ч.13 стал одновременно и хасами (клещами) для камня 10 и распространением от камня в правом верхнем углу. Белые пожертвовали камень 16 чтобы форсировать 18, 20 и захватить камень чёрных 21 построив тем самым глаза 24 и 26. Ход 27 большой, потому что он одновременно и распространение от своих камней и сопротивление влиянию симари белых 4, 12, направленного вдоль верхней стороны. Теперь, если вы следующий ход сделаете в «А» или «С» вас никто не будет критиковать. «В» тоже хорошая кандидатура, но изучив вышеприведённую партию прилежный ученик искусства лени может найти следующих ход Фудзисавы. Через неделю вы узнаете, являетесь ли вы Мастером Лени.

Ответы на задачи предыдущей статьи

Д.4
1 – верный ход. «A» и «B» – это два гарантированных глаза. Возможно, вам захочется, дать черным большее пространство для жизни ходом в 2, но тогда последует жесткий удар белых в «B», не оставляющий черным другого выхода кроме как начать ко борьбу ходом в 1.

Д.5
Ход ч.1 убивает белую группу. Белые хотели бы ответить 3, но этот ход ставит их камни в атари. Если белые играют 2, то ходом 3 чёрные лишают белых возможности построить второй глаз.

Д.6
Ход ч.1 – ошибка, потому что белые не станут соединяться 3, а захватят 2. Теперь чёрные смогут добиться только ко борьбы ходом 3.

Д.7
Какая прекрасная жертва! Черные 1 вынуждает белых 2.

Д.8
Затем ходами 3 и 5 черные оставляют белым всего один глаз.

Д.9
Это неправильный вариант. В этой последовательности после хода 4 белые захватывают четыре черных камня. А теперь представьте себе позицию после удаления этих четырех камней. Если черные затем сходят внутрь территории белых в A, то белые ответят в B и наоборот, обеспечивая таким образом себе жизнь. Ситуация, в которой чёрные могут занять одну важную точку, а белые в ответ другую не менее важную, и наоборот называется миаи.

Д.10
Ход ч.1 выкалывает второй глаз белых. Поразительно, но этот камень соединяется с основной группой чёрных ходами 3-5.

Задачи

Без решения задач нельзя достичь прогресса в го, но не получая ответов нельзя получить новых задач. Давайте продолжим этот замкнутый круг. Диаграмма 11. В каждой из задач от «A» до «D» найдите ход черных, позволяющий убить белую группу, используя недостаток степеней свободы (дамэдзумари). В задаче «C» необходимо присутствие отмеченного камня, вы понимаете его роль?

* * * * * * *

Занятия для начинающих проходят по средам с 19:00 в го клубе . Тел. 8 926 208-0501

 



 

Игра го. международные турниры. Го турниры. Кубок фудзицу. Тактика го. ханэ. Чемпионат мира по го среди любителей.

 

Главная ->  Статьи